Особенности творческого мышления
Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.
Ассоциативность
Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.
Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».
Нестандартность
Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.
Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.
Образный характер
Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.
Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.
Проблемность
Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.
Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.
Открытость новому
Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.
Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.
«Разрыв шаблона». Тина Силиг
Книга на Ozon.ru
До недавнего времени абитуриенты Колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». На экзамене каждый из получал одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.
Творческое решение можно найти для любой, даже самой обыденной ситуации
Для этого важно развивать наблюдательность и воображение и уметь смотреть на привычные вещи под новым углом
Тина Силиг, автор книги, объясняет, что мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс отточить свое мастерство, а ведь ко всему на свете важно подходить творчески. Именно этот навык — творческий подход — позволяет чувствовать себя уверенно в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей
Инструменты и методики из книги помогут создать творческую обстановку и убрать жесткие рамки, которые не дают нам мыслить шире.
Необходимость развития разных видов мышления
Важно иметь представление о том, какой именно из видов творческого мышления нужно развивать для ситуаций и повседневности. Современные технологии позволяют выбирать оптимальный вариант из разнообразия
Способы развития мышления применяются для улучшения познавательного процесса. При этом творчество на начальном этапе отражает действительность с таким результатом, которого еще не существует. Развитие стратегического мышления либо пространственной, системной, позитивной его формы предпринимается для возможности изменять окружающие условия.
Примером всестороннего подхода может служить развитие математического мышления. Это сфера цифр и вычислений. Когда дело касается геометрии, становится понятно, что подобный склад ума — следствие интуитивного понимания пространства. Требуется воображение, умение представлять объекты в трехмерном отображении и их детали. Чтобы освоить эту функцию, понадобится развитие пространственного мышления. В результате можно анализировать свойства структур, трансформировать их, создавать. Установлено, что лишь части людей присуще пространственное мышление. Но и его можно успешно развивать.
Продвинутый призыв от О. Семенова
Также вы можете заранее написать призыв к ангелу-хранителю, дарующему вдохновение. Здесь будет дан шаблон призыва, который вы сможете перекроить на свой лад, если захотите.
«Я приглашаю к себе дружественного духа, который:
- может обучить меня повелевать людьми;
- может помочь мне разбогатеть и прославиться;
- может помочь мне обрести великую власть над людскими умами, телами и душами;
- может помочь мне создать то, что навеки впишет мое имя в историю;
- может помочь мне достичь успеха в магии и любом деле, за которое я возьмусь;
- может помочь мне расправиться с моими врагами;
- будет иметь опыт в политике или любой сфере, связанной с властью;
- будет мудр и лоялен;
- будет меня уважать и ценить;
- будет интересным собеседником;
- мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником были полностью честными;
- мне хотелось бы, чтобы наши взаимоотношения с наставником строились на взаимоуважении;
- мне хотелось бы, чтобы мой наставник делился со мной своей сокровенной мудростью и помогал мне в достижении моих жизненных целей».
После того как вы выполните это упражнение, вы почувствуете невероятную легкость и расслабленность. В вашем уме будут фонтанировать новые идеи, и в целом появится ощущение, будто вас пронзила духовная «молния» (как Заратустру в известном труде Фридриха Ницше). Вы внезапно поймете, как именно нужно действовать в вашей ситуации, чтобы все шло в точности по плану, а все цели и мечты сбывались. Идеи, которые возникнут у вас в голове, придут как будто не из этого мира. Однако для того чтобы эффект был максимально сильным, нужно делать это упражнение каждый день в течение часа на протяжении недели. Тогда вы внезапно почувствуете, что сущность, которая в ритуале называется наставником, или ангелом-хранителем, как будто является частью вас самих, причем лучшей частью. Вы сможете даже вести с ней нечто вроде внутренних диалогов, посвященных насущным проблемам вашей жизни. И конечно же, вы можете просить ее помогать вам в выполнении различных творческих задач — собственно, для чего вы, по всей видимости, и собираетесь сделать это упражнение. Оно подойдет людям любых возрастов, в том числе и детям, а потому является отличным ответом на вопрос, как развивать творческое мышление у младших школьников.
Не важно, с чем именно вы взаимодействуете в ходе данного упражнения — действительно ли с этой некой невидимой ангельской сущностью, или лишь частью вашего подсознания, или даже отдельной субличностью. Главное — это эффективность
А с эффективностью у этого упражнения, развивающего творческое мышление, уж поверьте, все очень и очень хорошо.
5 упражнений для развития креативности
30 кругов
Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.
Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.
Мозговой штурм
Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.
Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.
Организация мозгового штурма:
- Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
- Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
- Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.
Поиск ассоциаций
Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.
Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку
Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее
Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.
Ментальные карты
Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.
Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.
В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.
С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление
Безумный архитектор
В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.
Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.
Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.
Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.
Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.
Мышление и деятельность: как они взаимосвязаны?
Прежде чем переходить к вопросу о том, как развить свое мышление, давайте разберемся с тем, а что это вообще такое и как его нужно развивать.
Мышление можно назвать способностью человека познавать мир вокруг него с помощью процессов, происходящих внутри его мозга. Продукт мышления – рожденная мысль. Способностью мыслить обладает каждый из нас, но вот качество мыслительного процесса у всех разное. Некоторые люди имеют очень развитое мышление, преуспевают в учебе, легко находят решения в самых сложных ситуациях, схватывают информацию на лету, быстро соображают. Другие, напротив, не обладают гибкостью ума, что делает их менее востребованными и привлекательными, как в профессиональном, так и в социальном плане.
Если вы слишком долго обдумываете каждую ситуацию, вам трудно мыслить креативно, вы недостаточно активны там, где надо быстро реагировать и принимать решения — над этим можно и нужно работать.
Мышление напрямую связано с нашей повседневной деятельностью и во многом определяет его результаты. Там, где обычный человек видит стандартные ходы, работает на стандартной работе и имеет среднестатистические финансовые результаты, человек с развитым мышлением действует иначе. Он видит больше возможностей, идет другим путем и получает гораздо лучшие результаты.
Существуют разные виды мышления, и каждое отвечает за определенный набор действий и задач.
Виды мышления:
- Аналитическое. С помощью этого вида мышления человек анализирует информацию, полученную им из внешнего мира, структурирует ее в голове и сводит полученный объем данных к кратких выводам.
- Логическое. Этот вид мышления позволяет человеку строить логические цепочки и делать выводы, основанные на логике.
- Творческое. Именно высоко развитое творческое мышление у человека позволяет охарактеризовать его прилагательным «креативный». Благодаря такому мышлению люди начинает мыслить за рамками шаблонов и клише, создавая продукты творческой деятельности: картины, кино, музыку, рекламу и т.д.
- Индуктивное. Позволяет человеку делать выводы, идя от частных фактов к общему.
- Дедуктивное. В противовес индуктивному, это мышление позволяет человеку, собирая разрозненные факты, увидеть общую целостную картинку. Вспомните знаменитого Шерлока Холмса и его расследования.
Сегодня мы сделаем акцент мышлении для бизнеса. Именно этот вид мышления помогает предпринимателям преуспеть в своем деле.
Упражнения
Теперь давайте немного поговорим о том, какие технологии для развития творческого мышления существуют.
Подбор слов
Можно выполнять двумя способами:
- подобрать как можно больше существительных, отражающих суть понятия, к примеру, цветок – растение, зелень, бутон, трава и т. д.;
- составлять ассоциативные цепочки: предлагается дополнить набор из 3-5 слов собственной ассоциацией, например, крыша, дверь, крыльцо (окно) – элементы дома.
Поиск похожих признаков
Нахождение наибольшего количества схожих признаков для абсолютно разных понятий:
- мяч-автомобиль;
- собака-дерево;
- море-поезд;
- песок-вода.
Предсказания
Отличное упражнение для развития воображения. Существует много его вариаций.
Придумайте, что может случиться, если…
- динозавры вдруг появятся на улицах города;
- люди научатся летать;
- домашние животные заговорят по-человечьи.
Представьте, что в вашем кошельке осталась последняя «пятисотка», а до зарплаты ещё неделя. Напишите список (или представьте его мысленно) из 10 продуктов, которые вы сможете купить на эти деньги и прожить 7 дней, не голодая.
Слова на одну букву
Возьмите любую букву алфавита и за установленный период времени (как правило, даётся 3 минуты, максимум 5) напишите как можно больше слов, начинающихся с неё.
Описание предметов
Находясь в любом месте, задержите взгляд на выбранном предмете. Запишите (или сформулируйте в уме) 5 прилагательных, максимально ему соответствующих, например, ваза – фарфоровая, белая, глянцевая, дутая, перламутровая. Теперь запишите 5 прилагательных, абсолютно не подходящих к выбранной вещи: ваза – пушистая, мягкая, бумажная, резиновая, кирпичная.
С какого возраста развивать логику?
Самым ранним подготовительным этапом для развития логики детей специалисты считают возраст от двух до четырех лет. В этот период мышление малышей является наглядно-действенным, то есть они познают мир через непосредственное восприятие всех предметов и явлений, их мозг как бы проводит диагностику окружения. Они трогают, берут в руки, бросают, роняют, перекладывают, пробуют на вкус буквально все, что попадается в их поле зрения и руки.
Такие действия сообщают им информацию о вещах
Внимание и память в этом возрасте развиты еще очень слабо, поэтому полученная информация не задерживается надолго в сознании, из-за чего происходят частые повторения уже совершенных ранее действий
Но это так называемые пограничные годы, в которые начинается активная подготовка сознания к развитию интеллекта.
В это время дети уже могут выполнять простейшие упражнения, например, на нахождение лишнего предмета из предложенного перечня: кубик, кукла, плюшевый мишка и домашние тапочки. Это самый примитивный прием по вычислению зачатков логики. По утверждению психологов, большинство детей этого возраста справляются с подобными задачами.
Упражнения для развития творческого мышления
Для раскрытия творческого потенциала, как и любого другого навыка, необходима практика. Не достаточно прочитать пару книг на эту тему и стать креативным. Сформировать и развить данный тип мышления можно регулярными упражнениями. Выполнять их несложно, тем более большинство из них представлено в игровой форме. Уделяйте заданиям несколько минут в день, и ваше видение мира станет шире.
Ассоциации
Выберите случайным образом 4 слова и придумайте критерий, по которому одно из них лишнее. Например: кошка, диван, озеро, зеркало.
Критерий 1: кошка, диван, зеркало могут находиться в квартире, а озеро нет.
Критерий 2: в словах «кошка», «диван», «зеркало» есть буква «а», а в слове «озеро» – нет.
Усложненные варианты:
- Составьте список из 5 слов. Возьмите первое слово и найдите нечто общее между ним и каждым последующим словом.
- Выберите 6 слов и разделите их на 2 группы по определенному признаку.
- Составьте заголовок статьи из трех выбранных наугад слов.
- Возьмите 2 случайных слова, и придумайте с ними сцену преступления. Добавьте еще 2 слова, которые могут стать уликой для его раскрытия.
Вопросы
Развить креативное мышление можно правильными вопросами. Проявляете любознательность, ставьте под сомнения непререкаемые истины, размышляйте. Задавайте следующие вопросы на регулярной основе:
- Почему? Помогает понять суть, добраться до истинных причин.
- Почему нет? Обнажает факторы, запреты, ограничения, мешающие позитивным переменам.
- А что, если? Позволяет исследовать возможности, узнать, что будет, если вы поступите определенным образом или сделаете что-то по-другому.
Максимум идей
Часто, когда человека посещает хорошая идея, он за нее цепляется и не рассматривает другие варианты. Это барьер, который не дает придумать еще лучшие варианты. Чтобы этого избежать, изначально сгенерируйте возможные идеи, не анализируя, хорошие они или плохие. Выключите внутреннего критика и просто набросайте максимум вариантов.
Упражнение подходит для решения, как конкретных задач, так и абстрактных. Придумайте, например, 50 способов использования пустой консервной банки. Первые 15-20 пунктов будут привычными и шаблонными, затем – вы сможете мысленно создать что-то оригинальное и нестандартное. Когда кажется, что альтернативы уже нет, не сдавайтесь – и вы удивитесь возможностям мозга и заложенного в него потенциала.
Ментальные карты
Развитию творческого мышления способствует составление ментальных карт. С помощью этого инструмента можно наглядно отобразить большое количество информации, увидеть взаимосвязи и новые идеи. Группировка ключевых понятий позволяет структурировать данные, представить картину в целом и найти новые ассоциации.
Алгоритм создания ментальной карты:
- Приготовьте чистые листы бумаги, цветные фломастеры, ручки или карандаши.
- Расположите бумагу горизонтально.
- В центре отобразите рассматриваемую тему или проблему. Сделать это можно в виде символа, рисунка или слова.
- Проведите исходящие линии от центрального образа, прописывая на них основные идеи, категории.
- К каждой линии добавьте ключевые слова, понятия, ассоциации.
- Посмотрите на полученный результат. Возможно, вы заметите новые взаимосвязи, и вас посетят новые идеи
Проанализируйте картину, соедините разные участки стрелками, удалите ненужные элементы. Экспериментируйте. Смело используйте изображения и картинки, чтобы добавить наглядности.
Задача из 6 слов
Пропишите суть творческой задачи предложением из 6 слов. Четкая и конкретная формулировка поможет быстрее найти решение. Примеры: «Сдать школьные выпускные экзамены на отлично», «Освоить здоровое питание в течение года», «Сделать то, чего не ожидают друзья».
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
Что такое креативное мышление?
Креативность – это взять уже известные элементы и соединить их уникальным образом. Она подобна искусству совмещать несовместимое.
Чтобы понять, что это такое, можно посмотреть на детей. Они всегда мыслят образами, активно воображают и много фантазируют. Только потом в процессе обучения и воспитания креативное мышление уходит на 2-ой план или подавляется вовсе. Взамен развивается умение мыслить структурно, логически, в строго ограниченных рамках.
Результатом творческого мышления является образование новых, уникальных мыслей. Логический подход подразумевает усвоение и переработку уже существующих идей.
За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, за творческие способности – правое. Способность мыслить креативно обуславливают следующие психические процессы:
- восприятие;
- воображение;
- память.
Даже если у человека доминирующим является левое полушарие, креативное мышление можно развить, регулярно упражняясь над совершенствованием перечисленных мыслительных процессов.
Что это такое?
На самом деле, каждый человек потенциально обладает творческим мышлением. Иногда его приравнивают непосредственно к творчеству, но в действительности данное понятие охватывает более широкую область мышления, а именно – способность нахождения альтернативных путей решения любой поставленной задачи. В психологии такое мышление называют дивергентным (от лат. divergere – расходиться), подразумевая снятие любых ограничений и зашоренности, отказ от шаблонов и любых привычных ходов, выход за рамки рутины.
Рассмотрим основные особенности такого мышления:
- любая идея, возникшая у индивидуума с развитым творческим мышлением, является нетривиальной и оригинальной, во всяком случае он стремится к этому;
- творческая личность способна рассматривать объект с другого ракурса, использовать его по-новому, находить иные функции и применять их на практике;
- творческий характер мышления означает наличие способности у индивидуума к продуцированию идей даже тогда, когда ничто во внешней среде не располагает к этому и не является ориентиром.
Факторы, которые влияют на творческую деятельность:
- визуализация;
- метафора;
- аналогия;
- юмор;
- эмоциональность.
От людей, чья профессия так или иначе связана с творчеством, часто можно услышать, что самые важные и интересные идеи приходят к ним внезапно, а не после многочисленных раздумий и рассуждений. Таким образом работает механизм сверхсознания, отвечающий за сферу эмоций, чувств, интуиции.
Этапы творческого процесса:
- появление идеи, интересной задумки;
- использование различных умозаключений, даже самых невероятных, для объяснения данного явления;
- проведение анализа и выбор лучших решений.