Самаэль, он же Сатана, Дьявол и Люцифер в Ветхом Завете
В Ветхом Завете злые силы изображались в разных аспектах.
Книга пророка Захарии. Ранее в Библии ангел Самаэль обозначался как Сатана и рассматривался как человек. Это слово являлось именем нарицательным. Им называли того, кто возводит препятствия, всячески пытается помешать. В этой же книге впервые о говорится о конкретном ангеле, выступающем на небесном суде в качестве обвинителя.
Книга Бытия. Здесь впервые дьявол «выходит на сцену» в облике змея, сыгравшего в жизни человечества очень значительную роль. Именно он выступил как соблазнитель Евы, заставивший вкусить ее запретный плод. Адам последовал ее примеру, результатом чего был гнев Создателя и изгнание из Эдема. Теперь они должны были добывать себе пропитание тяжким трудом, так как, в отличие от земного рая, жизнь людей на земле трудна и полна испытаний, а дети рождаются в муках. Но главное, Бог сделал людей смертными. При этом понес наказание и сам змей, так как он и его потомки стали пресмыкающимися, ползая по земле и касаясь ее «чревом».
Книга Иова. Здесь Самаэль — ангел, посылающий испытания праведнику, чтобы проверить, не усомнится ли он в своей вере. Он говорит Господу о необходимости испытать Иова. Здесь довольно ясно прослеживается мысль о несамостоятельности фигуры дьявола. Он находится в подчинении у Создателя и является его служителем. Самаэлю отводится роль сына Божия, который просит разрешения на осуществление своих действий. Однако он наделен недюжинной силой и способен управлять целыми народами, насылать огонь и воду на землю, наказывать род людской болезнями. Помимо этого, в данной книге выведен образ Левиафана. Он представляет из себя морское чудище невиданных размеров, но также и летающего дракона, вызывающего ассоциации с дьяволом.
Пророчество Исаии. По мнению толкователей, в этой книге очень близким к образу Самаэля является образ вавилонского царя, о котором и пророчествует автор. Согласно данной им трактовке, Самаэль сначала являлся ангелом, а потом превратился в Князя Тьмы, когда захотел сравняться с самим Создателем, за что и был низвержен с небес. Именно здесь и появилось впервые ангельское имя Самаэля – Люцифер. Подробнее эта история уже изложена выше.
Книга пророка Иезекииля. В ней также говорится о Люцифере-Самаэле, который обитал на горе Бога, был им наиболее любим, а затем попрал закон Божий.
О некоторых источниках
Об ангеле Самаэле (под этим и другими именами, о которых подробнее будет сказано ниже), а также о прочих ангелах и демонах говорится в источниках, принадлежащих ко всем трем авраамических религиям. К таким источникам, в частности, относятся христианская Библия, иудейский Талмуд, Коран, а также Каббала.
Что касается Библии, то основные упоминания о Самаэле и ангелах вообще находятся в книге Бытия, где змей искушает Еву, предлагая вкусить ей от древа познания добра и зла, в Апокалипсисе, где описана борьба двух небесных воинств – светлого и темного, а также в апокрифических источниках, например таких, как книга Еноха.
Знания о демонах (и о Самаэле в частности) можно почерпнуть из демонологии, то есть из совокупности разнообразных мифов о демонах, в которых описывается их поведение, обряды по их вызову и избавлению от них или их подчинению. В одних случаях демонология сопровождает религиозные традиции, в других — религии относятся к ней резко отрицательно.
Интересные факты EditПравить
- Люцифер чаще других архангелов появлялся на экране.
- Имеет раздвоенный язык. Возможно это намек на то, что он является змеем-искусителем, заставившим Адама и Еву сорвать запретный плод
- Он использовал два сосуда — Ника и Сэма.
- Также он первый ангел, кто появился перед человеком не в образе своего сосуда.
- Имя Люцифер происходит от лат. Lucifer — «светоносный», греч. φωσφορος — «тот, кто приносит рассвет», «сын зари». Однако его настоящие имя Хейлэль «Сияние Бога», так же упоминающийся как Утренняя Звезда и уже потом, на рубеже IV-V веков Иероним Стридонский при переводе места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer(«светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света». Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе. Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «Хейлэль» значения личного имени Сатаны.
- Многие фанаты называют Люцифера «Люся».
- Первое упоминание о Люцифере встречается в Книге Исайи, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес.
- В Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа.
- Люцифер был первым, кто носил метку, она и сделала его завистником. (Он завидовал тому, что Бог любит людей больше чем, ангелов.) Архангелы и Бог заключили «Тьму» в метку.
В популярной культуре
- Самаэль — могущественный демон, заточенный Разрушителем в темницу, в игре Darksiders. В продолжении той же игры представлен, как Князь Ада, Алый Странник, Кровавый Принц, любовник Лилит и хранитель ключа к источнику душ.
- Самаэль — падший ангел, правитель Геенома, одного из княжеств ада, помогающий Коэну разрушить планы Дьявола в романе Д. Клугера и А. Рыбалки «Тысяча лет в долг».
- Самаэль — одно из божеств, которому поклоняется Орден из компьютерной игры Silent Hill
-
Samael
— швейцарская метал-группа. -
A Legacy of Honor
— бразильская метал-опера, в которой главным антагонистом является Самаэль. -
Visions of Eden
— альбом американской группы Virgin Steele
, одним из персонажей которого является Самаэль. - Song For Samael — песня американской индастриал-группы Ego Likeness
- В цикле фэнтези-романов Колесо Времени
американского писателя Роберта Джордана одного из Отрекшихся зовут Саммаэль. - В фильме Хеллбой: Герой из пекла
Распутину удаётся оживить Самаэля, пообещав ему, что «из каждого его павшего встанут два новых». - В аниме Macademi Wasshoi! Самаэль — один из преподавателей Магической Академии.
- В манге и аниме Blue Exorcist
Самаэль — настоящее имя Мефистофеля. Он один из восьми повелителей демонов, второй в иерархии Геенны, Повелитель Времени и Пространства - Samael The Destroyer — песня дэткор-группы Oceano.
- В австралийском боевике 2007 года Ангел света
Самаэль — «ложное» имя Архангела Михаила, который по сюжету предал своих братьев и стал правителем демонов. - Самаэль — главный антагонист в играх «Восхождение на трон», «PainKiller».
- В вымышленной вселенной Warhammer 40,000 Самаэль — магистр Крыла Ворона, ордена Тёмных Ангелов.
- Самаэль — демон, один из боссов игры Darksiders 2.
- Самаэль — карточка, существо-ангел, в коллекционной карточной игре «Берсерк».
- Самаэль — архидемон, связавший души главного героя и рыцаря смерти, в игре Beyond Divinity
- Самаэль (он же Азазель) — играбельный персонаж в игре «The Binding of Isaac», являющийся олицетворением темного начала в душе главного персонажа игры Исаака.
- Самаэль — архидемон-князь тьмы в сериале Салем.
- Саммаил — имя дьявола в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус»
Люцифер и отношения
Особое место в жизни Люцифера занимает личная жизнь. Мужчина очень романтичен и привязан к своей спутнице. Он наделен способностью видеть в человеке все самое лучшее. Люцифер не стесняется делать комплименты своей половинке.
Однако его чувства могут быстро угаснуть. Стоит только отношениям потерять свою исключительность, захлебнуться под тяготами быта, Люцифер сразу же перестает любить свою избранницу.
Мужчина не умеет долго жить в неприятных отношениях, поэтому сразу разрывает нежелательные связи. Но сентиментальность еще долго заставляет Люцифера вспоминать о своих спутницах.
Качества Люцифера как архангела и то, как имя влияет на своего носителя, практически никак не связано. Не стоит думать лишь о том, что оно символизирует владыку Ада. Он был так назван самим Господом. Светоносный Люцифер был любимым сыном Бога, сильным архангелом и прекрасным воином. Лишь нежелание любить людей и почитать их заставило его пойти против Отца.
Благодаря этим событиям, имя получило заряд колоссальной энергии. И даже спустя тысячелетия оно оказывает сильное влияние на судьбу своего носителя.
Ангелы смерти в иудаизме
В иудаизме ангелы смерти занимают особое место, при этом толкование их роли часто разнится в зависимости от источников. Так, в первую очередь они выступают как посланники бога и губители, которые должны воплотить его замысел для наказания народов, погрязших в жестокости и грехе. Помимо общего названия этих ангелов — малах ха-мавет, у них были и собственные имена. Во время исполнения египетских казней, ангелом смерти, забиравшим всех первенцев, был Шахат. Кроме этого, упоминаются в ветхозаветных преданиях и другие имена — Ддавэр и Машехит. Некоторые видят в этих именах схожесть с профессией шойхета, что также имеет определенный смысл.
Кроме этого, в Талмуде непосредственно упоминается, что ангелами смерти являлось и множество других видных ветхозаветных фигур. В частности, в какой-то момент эту роль выполнял архангел Михаил, перенесший умирающего Адама к его могиле. Архангел Гавриил является ангелом смерти для праведников и царей, а Самаэль — для грешников. Упоминается здесь и имя демона Абаддона, а также Азраила — считается, что в ислам этот ангел смерти пришел непосредственно из еврейской традиции.
Шахат ангел смерти
Внешность ангелов в образе малах ха-мавэт описывается так: существа, покрытые множеством глаз. В других вариациях и толкованиях эти посланники небес изображаются в виде старика с мечом, бродяги, или же жнеца. Именно в иудаизме впервые возник традиционный образ смерти с сельскохозяйственной косой. Одно из поверий гласит, что ангел перерезает ножом горло каждого умирающего человека. При этом нож для праведников у Гавриила — идеально острый, а у Самаэля нож для грешников — полон зазубрин. Таким образом проводится параллель с кошерной и некошерной шхитой — процессом убийства животных для того, чтобы те были пригодны в пищу.
Однако, одновременно с божественной сущностью, Талмуд часто отождествляет ангелов смерти со злом и Сатаной. Это неудивительно, так как Самаэль, несмотря на то, что некоторое время он являлся преданным слугой божьим, впоследствии стал антагонистом Бога.
Имена
В большинстве случаев Ангельские, имена связаны с Богом, в большинстве случаев имя содержит окончание «…эль» («…ил» одно и тоже, только в русском варианте чаще всего так упоминают) что с Иврита переводиться как Бог. В сериале так же большинства имен Ангельских имеют такое же окончание, но вот некоторые имена были выдуманы и перевести их сложно, а иногда и даже не возможно. Дело все в том, что имена могут быть исключениями, но это заблуждение, поскольку:
- Есть заблуждение что Ангелом может стать благородный человек, таким считают Метатрона, который стал Ангелом за свои благие дела, но человеческая душа не может стать Ангелом, это противоречит канонам.
- Имя Ангелов связаны с Богом, но при падении Падшей Ангел сам снимал с себя все что связывало его с Отцом.
В большинстве случаев вы найдете достаточно много имен, которые так и не раскрыты, ввиду того что в этом не было не обходимости либо перевод утрачен древним языком.
Ангельское назначение
Согласно авраамическим религиям, ангелы (вестники) – это духовные существа, которые не имеют плоти и крови, но обладают необычайными возможностями. Обычно они изображаются в виде юношей с миловидными ликами, с длинными волосами, без бороды, с крыльями и нимбом в просторном светлом одеянии.
В христианстве ангелы поставлены на службу Богу. Он создал их еще до того, как сотворил мир материальный, над которым дал им большую власть. Главное назначение ангелов – восславлять Всевышнего, исполнять его поручения и направлять людей на путь благодати, помогая им в спасении их душ для перехода на небеса.
История Люцифера
Люцифер Самаэль Морнингстар
Люцифер мелькал на страницах DC Comics с давних времен. До того, как редакция издания взялась за проработку Морнингстара, он изображался в своем исходном «аврамическом» виде. Вдохновленный творчеством Джона Мильтона и его поэмой «Потерянный рай», английский писатель Нил Гейман взял образ главного героя за основу будущего Люцифера. Адаптировав характер Сатаны под стандарты комикса, Гейман представил миру нового протагониста Вселенной DC Comics.
В период с 2000 по 2006 год над образом Люцифера работает писатель Майк Кэри. Именно благодаря нему, мир увидел 75 увлекательных выпусков о приключениях антихриста на Земле. Сам Кэри охарактеризовал своего героя, как утонченного и обаятельного человека. Писатель пояснил, что в своей работе он не хотел входить за рамки стереотипа «дьявол-джентельмен».
Тема серии комиксов о Морнингстаре вращается вокруг проблемы свободной воли. Обвинив Бога в том, что его грехопадение было предопределено, Люцифер вступает в борьбу за право самостоятельно управлять своей судьбой. Главным антагонистом персонажа на протяжении всей истории остается ангел Аменадиэль. Проявляя тщеславие и гордыню, которой мог бы позавидовать сам сатана, верховный ангел упрекает падшего собрата в неповиновении высшим силам, а также демонстрирует надменное покровительство миру людей.
Ключевым поворотов в развитии сюжета стало отречение Люцефера от престола Ада. Желая свободы, он отправляется в путешествия по семейным владениям: Земле, небесам, мирам ада и потусторонним реальностям. В различные периоды времени его трон занимали демоны, ангелы и даже Супермен.
Сила и слабость Люцифера заключались в его слове. Так, например, одна из жертв персонажа, Дэвид Истерман говорит: «Когда дьявол хочет, чтобы вы что-то сделали, он не лжет вам. Он говорит вам точную, буквальную правду. Он просто позволит вам найти свой собственный путь в ад».
Будучи поборником иной, собственной морали, Люцифер стремится создать собственную, параллельную реальность. Через свое творчество он хочет стать полноценным конкурентом своему отцу Яхве. В этом ему противостоят Михаил Демиургос.
После перезагрузки Вселенной DC персонаж становится более агрессивным и снова предстает в образе адского короля. В 2015 году вышел второй том комиксов о Люцифере. История начинается с того, что Яхве умер. Габриэль обвиняет дьявола в убийстве, и падший ангел должен доказать свою невиновность. Если братья смогут найти настоящего преступника, Габриэль сможет вернуться в ранг ангелов и вновь поселиться в Серебряном городе.
Действие дьявола в мире
И чтобы не уподобиться падшим духам, человеку следует вести непрестанную борьбу со своей гордыней. Поиск человеческой славы, похвалы, превозношения себя над другими могут возрасти до небывалых масштабов. Тогда человек перестает видеть свои грехи и это ведет к неминуемой погибели.
Но если сатана не способен к раскаянию, то человек, обладая свободной волей, может принести искреннее покаяние в своих грехах. А значит, быть прощенным Богом и войти в Царствие Небесное. Самым действенным “лекарством” от гордыни является смирение и послушание Богу, Церкви и ее уставам, послушание советам Святых Отцов и опытных священников, а также молитва и пост.
Имена ангелов смерти в исламе — Азраил
В исламе ангелу смерти уделяется особое внимание — мусульмане придают его фигуре достаточно большое значение
Это заметное отличие от христианской и иудейской традиции, где такой посланник небес является относительно второстепенным по важности персонажем
Ангел смерти Азраил — один из четырех ангелов, которые имеют статус мукаррабун — самых приближенных к Аллаху живых существ. Несмотря на то, что непосредственно в Коране Азраил не называется по имени, о существовании этого ангела говорят все современные последователи ислама.
Так как Азраил входит в четверку самых близких к Аллаху ангелов — мукаррабун, он является властителем и пророком среди других ангелов, в том числе и ангелов смерти, наравне с Джабраилом, Исрафаилом и Микаилом. Ему подчиняются огромные сонмы верных слуг.
Это ангелы из рода Нашитат, предназначение которых заключается в проведении в мир иной праведников-мусульман. Также он повелевает ангелами рода Назиат, которые забирают с Земли души грешников и неверных. Сам же Азраил в первую очередь является властителем над своими слугами, а не приходит за умирающими людьми лично.
Интересным фактом является так же то, что Азраил внешне часто упоминается имеющим облик, сходный с ангелами-херувимами — у него также есть четыре крыла. Согласно теории Страшного Суда, перед ним протрубит в рог Исрафаил, от чего умрут почти все творения Аллаха, а после второго звука рога — погибнут и все ангелы, но Азраил станет самым последним уничтоженным существом.
Еще один интересный факт заключается в сходстве вестника апокалипсиса — Исрафаила, с ангелом смерти Самаэлем из иудейской традиции. Мусульмане также верят, что этот ангел имеет множество глаз, но к этому образу также добавляются бесчисленные рты и шерсть.
Дополнительным значимым фактором, указывающим на Азраила как на ангела смерти или как минимум одного из них, является тот факт, что в верованиях чувашских народов, божество, ассоциируемое со смертью, зовется Эсрель.
При этом интересным моментом в религии чувашей можно назвать множество историй о том, как этот ангел был обманут, что совсем не сходится с верой в неотвратимость прихода вестников смерти в других культурах. Также в священной книге сикхов — Гуру Грантх Сахиб, упоминается имя Азраа-Иила как ангела смерти.
Личность и характерПравить
“ |
Демон Самаэль играет в свои игры. А мы все — пешки в его руках. |
” |
— | Остегот, о Самаэле, Darksiders II |
Также от большинства демонов Самаэля отличает собственный, если можно так выразиться, кодекс чести. Он держит свое слово, не убивает всех подряд почем зря, заключает сделки лишь с теми, кто в его глазах находится с ним на одном уровне по всем параметрам.
Нельзя не отметить, что подобное поведение — то есть, следование установленным для себя правилам — он приветствует и в других. Войне он, в конечном счете, согласился помочь именно по этой причине — тот следует своему собственному кодексу.
Законы Обугленного Совета, россказни о Балансе и необходимости защищать Равновесие Лорд Ада находит смешными и не испытывает к ним никакого уважения. Однако, когда у него не осталось выбора, кроме как принять их все к сведению и подчиняться им, он подчинился, не брезгуя, однако, всеми способами, которые могут помочь ему использовать все эти ограничения себе на пользу.
Не обделен Самаэль и чувством юмора — язвительным, желчным и едким, как и подобает демону. По этой причине с удовольствием отвешивает саркастические комментарии.
Ангел Анаэль — один из 7 Творцов-архангелов либо бес
В Каббалистическом учении ангел Анаэль занимает место посреди 7 Творцов-архангелов. которые помогали Богу при сотворении мира. Его принято отождествлять с архангелом Чамуилом и ангелом Самаэлем, может быть, тут дело в схожести звучания имен. Одно из его имен — Ханиил, но у архангела с этим именованием совсем другие задачки, хорошие от сферы ответственности Чамуила. Не считая этого, в православной традиции этого архангела отождествляют с ангелом Даниилом.
Из-за отождествления с Чамуилом архангел Анаэль считается покровителем любви и одним из воплощений розового луча божественного пламени. Благодаря этому же отождествлению и объединению 2-ух различных по другим источникам архангелов из иудейской традиции Анаэлю приписывают помощь во всех вопросах, которые касаются любви и дружбы, карьеры и бизнеса, также всех заморочек, которые связаны с общением и отношениями меж людьми.
Архангел Анаэль (Anael)
Понятно, что у ангелов может быть несколько имен, но их сфера ответственности всегда неизменна. Встречаются похожие образы богов, ангелов и бесов в различных религиозных течениях, но они всегда носят различные имена. Вероятнее всего, Анаэль — это одно из имен не Ханиила либо ангела Даниила, а архангела Чамуила. Его следует принимать раздельно от этих персонажей христианской мифологии.
Обращаясь к этому архангелу, помните, что ему соответствует розовый цвет одежки и свеч. Камешки, посвященные архангелу любви и душевности — розовый кварц, сапфир и аквамарин. Ему соответствует аркан Таро Императрица и символ зодиака Лев. Денек недели Анаэля либо Чамуила — пятница.
Средневековые оккультные тексты именуют Анаэля бесом. Сохранились даже куски заклинаний на латыни, обращенные к нему:
…devinco te, sis ubi velis, in alto vel abysso, in aqua vel in igne, in aere vel in terra, ut tu, daemon Anaёl, in momento coram me appareas in decora forma humana…
Может быть, дело в том, что Чамуил либо Анаэль имеет черную ипостась. Утверждения средневековых колдунов и демонологов о том, что он является бесом, могут быть как обманчивы, так и правдивы. Они относили его к падшим ангелам, преобразованным в бесов. Анаэль возникает в виде прекрасного малыша либо змея, который совратил Еву. По преданиям, змеем конкретно он и являлся.
Оккультные предания советуют вызывать Анаэля при освящении волшебного зеркала. Это необходимо делать в первой четверти Луны, после заката. В честь этого беса возжигается благовоние из шафрана. Легенды о падшем ангеле именуют его властелином стихии Огня и князем пламенных саламандр.
Перевод имени архангела либо его демонической черной ипостаси — «внемли мне, Бог». Беломагические средневековые тексты именуют его покровителем светлого чернокнижническтва. По легендам, совета покровителя белоснежной магии может попросить доктор либо доктор, также ученый, действующий в интересах исцеления населения земли от заболеваний. Он способен вознаградить даром исцеления тех, кто готов помогать окружающим. Тут опять выслеживается связь с Ханиилом, о котором пойдет речь малость ниже.