Что такое схима
Постриг в монахи проходит три этапа: рясофор, малая схима, великая схима. Но постриг в каждого человека может происходить по-разному. Не обязательно проходить все этапы. Кто-то начинает с малой схимы, а кто-то может даже и с великой. В некоторых монастырях первым этапом является трудничество. Это исполнение разных работ в монастыре. Далее называют послушничество. Период, когда человек обитает в монастыре, знакомиться с его обычаями, будничной жизнью и принимает окончательное решение о монашестве.
Слово «рясофор» происходит от «ряса», монахи получают рясу, но они еще имеют право отказаться от посвящения.
Схима – это высший монашеский сан, когда человек стает аскетом, то есть полностью отказывается от земных удовольствий. Только после прохождения этапа схимы человека можно называть монахом, ведь он обязывается исполнять обеты. Обряд великой схимы отличается от малой тем, что происходит он с большей торжественностью и имеет большую продолжительность.
Историческая справка
В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.
При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.
Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.
Первые схимонахи и схимонахини
В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.
Они разделялись на:
- новоначальных (послушников);
- малосхимников;
- великосхимников.
Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.
В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.
История развития:
- С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
- С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
- Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.
Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.
Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.
Дальнейшая судьба схимонашества
В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.
Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.
Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.
Современное положение
Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.
Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.
Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.
В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.
Монашество – тяжелый труд
Академический в честь Рождества Пресвятой Богородицы храм Киево-Печерской лавры
– Вы после пострига по правилам три дня не выходили из храма?
– Да, как полагается. В пятницу вечером в пещерном храме преп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах состоялся постриг. Вместе со мной постригали еще одного студента академии, отца Агафадора
До воскресенья мы находились в академическом храме Рождества Богородицы, но не были обделены вниманием и заботой: к нам постоянно приходили студенты, монашествующие, преподаватели, владыка ректор. Непрерывно читали Псалтырь
В полночь в храмовой тишине и полумраке с зажженными свечами совершали полунощницу, во время пения которой особые трепетные чувства наполняют душу. В воскресенье на Литургии мы причастились, с нас сняли клобуки. До этого все это время надо было находиться в головных уборах.
– Не снимали совсем?
– Совсем. А вот когда сняли, то такое состояние наступает, будто рождаешься заново на свет Божий: очень тяжело находится так долго в клобуке. Для пострига их даже шьют чуть большего размера, чтобы голова не так болела и уши остались целы. Только после прочтения молитвы на снятие клобука монах впервые покидает стены храма.
– Что Вы чувствовали после пострига?
– После пострига у всех бывает окрыленное состояние: чувствовалось особое вдохновение, сила, которую дает Господь. Создавалось впечатление, что искушения и страсти отходят от тебя, словно Бог ограждает щитом. Но, конечно, это ненадолго. Все мы, люди, грешные, и постепенно наши чистые души и сердца омрачаются грехом. Но отчаиваться не надо, ни в коем случае. Я всегда держу в уме и сердце слова одного современного монаха-подвижника, наместника монастыря возле Нью-Йорка схиархимандрита Иоакима (Парр): «Монашество – это когда человек в один день сто раз падает и сто раз поднимается». Монахи призваны к тому, чтобы всегда идти вперед, не останавливаться, падать, но подниматься, и так совершенствоваться… Монашество – тяжелый труд со многими искушениями, но Господь дает силы монахам для того, чтобы они прошли этот путь. Каждый верующий понимает и осознает, что человеческих сил недостаточно. Только полагаясь на волю Божию и Его всесильную помощь, соблюдая Евангельские заповеди, можно спасти свою бессмертную душу.
– Верно, что монаха может понять только монах? Вы прочувствовали это? Мирянин не может так понять и посочувствовать.
– Конечно, мирянину сложно понять монаха и войти в его состояние. Семейный человек живет иной жизнью. У монаха есть только Бог. Вспоминаю рассказ одного нашего архиерея, мама которого спрашивала перед постригом, кто же ему подаст чашку воды на старости лет. Он приехал к матери со своим духовником, и тот сказал, что Господь пошлет человеку, который Его избрал, людей и они подадут не только чашку воды, но и намного больше. Об этом не надо беспокоиться. Я это и раньше понимал, но в монашестве полностью осознал. Дела, которые совершаются в жизни по благословению, управляются очень просто и быстро – Господь помогает и Ангелы сопутствуют
Это очень важно, тем более для монаха, ведь он обязан жить по благословению
Монахи, в отличие от иноков, принимают малую и великую схиму
Если инок собирается дальше продвинуться на пути монашества, он становиться монахом, принимает вначале малую, а потом великую схиму.
При этом разделение на малую схиму и великую схиму признается далеко не во всех Православных церквях. Так, например, греческие православные церкви имеют только рясофорный постриг и сразу же обет великой схимы.
Одежда монаха, принявшего малую схиму. Мантийные монахи составляют среди монашествующих большинство
Второе название малой схимы — это мантийное монашество. Принимая постриг, и обеты малой схимы человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Он получает новое имя, как бы рождаясь заново, при этом даёт следующие обеты:
- Послушания, то есть отказа от своей личной воли и полного послушания своему духовнику;
- Безбрачия или же целомудрия;
- Нестяжания или же нищеты, то есть отказа от владения личной собственностью.
Всего же монахи обязаны соблюдать обеты, данные при крещении, аскетические обеты, а также ежедневно соблюдать положенные в монастыре и духовником молитвенное правило и нести монастырское послушание, то есть трудиться в монастыре.
Монашествующий избирает руководителя своей духовной жизни — старца и дает обет во всех своих делах следовать его совету и воле. Обычно пострижение в малую схиму происходит на литургии и после неё нового монаха торжественно обличают в хитон, параман, рясу, мантию (палий), клобук, сандалии, в руку дают чётки.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл — мантийный монах
Мантийных монахов среди монашествующих большинство. Именно поэтому обычно под ними понимают православных монахов вообще. Только мантийные монахи могут занимать высшие церковные посты, например, быть настоятелями и наместниками монастырей, правящими Архиереями, в том числе Святейшими Патриархами.
История монашества
В старину схимников называли отшельниками или пустынниками, так как они жили сначала в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях. Но с течением времени затвор перестал быть обязательным условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежде, поэтому и название «схима» относилось именно к одежде. Впоследствии к одежде и аскетическому образу жизни прибавились обеты.
Первые монахи появились в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эры. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане буквально понимали заповеди Христа и напутствия апостолов, поэтому отрекались от мирской суеты полностью. По мнению первых христиан мир наполнен злом, а источником зла является бренное тело. Именно тело поддается многочисленным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.
Монах принимал на себя обеты:
- нестяжания (бедности);
- целомудрия (безбрачия);
- послушания (отказ от собственной воли).
Обет нестяжания предполагает полный отказ от какой-либо собственности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольный отказ от всех вещей мира, потому что они становятся ненужными. Это утрата всякого интереса к земным вещам по причине их ненадобности. Монах пользуется вещами только по крайней необходимости.
Обет безбрачия не просто предполагает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола вообще. То есть, для человека имеет значение только душа, а она пола не имеет.
Обет послушания обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается только одно желание — постоянно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в беспрекословном послушании настоятелю монастыря. Однако беспрекословное послушание предполагает не безропотное повиновение против собственной воли, а радостное служение.
На Руси монахов именовали иноками. Это русское название, образованное от слова «иной». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за черного цвета одежды). Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Потому что он терял для них свою привлекательность и смысл.
Если человек ощущает внутри себя особенную близость к богу, он принимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:
- рясофор (инок);
- малая схима;
- великая схима.
При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, а также отречение от мирской суеты. Дословно с греческого слово «ряса» переводится как «ветхая, потертая». Однако рясофор может и не получить нового имени.
Великая схима — это самая высокая ступень монашеского посвящения, достичь которой может не каждый монах. Великая схима предполагает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом. Великую схиму называют Великим Ангельским Образом. Монах произносит те же обеты, но обязан их выполнять в более суровой форме. Также при Великой Схиме дают новое духовное имя.
Почему схиму называют ангельским образом? Потому что постригающиеся приобретают подобие ангелов, так как полностью отрекаются от мира (как бы умирают для него). Они выбрали стать подобными ангелам, полностью утратить контакты с миром людей ради общения с богом.
Для чего схимонах получает новое имя? Потому что он умирает для земного мира и рождается для нового — горнего. Новое имя монах слышит впервые при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах осознает себя совершенно другим человеком.
Монастыри: какими бывают, как устроена в них жизнь
Современные православные монастыри делятся на
- ставропигиальные;
- епархиальные;
- приписные.
Ставропигиальные монастыри находятся в подчинении у Патриарха Московского и всея Руси.
Епархиальные пребывают в подчинении епархиального архиерея.
Приписными называют «дочерние» обители, которые возникают при больших процветающих монастырях. Такие монастыри находятся под управлением игумена «головного» монастыря.
При монастырях существуют скиты и подворья.
Скиты, будучи подразделением монастыря, расположены отдельно от него, в уединенной местности. Там живут схимники и монахи, получившие благословение на уединенное житье. Несмотря на то, что располагаются скиты в стороне от общежительной части, и доступ туда паломников обыкновенно бывает жестко регламентирован, скиты, тем не менее, подчиняются монастырскому начальству.
Подворья – отделения монастыря, располагающиеся за его стенами, иногда, в другом городе или в другом регионе. Их создают для того, чтобы удобнее было заниматься какими-либо хозяйственными вопросами, в целях миссионерской деятельности или для представительства. Руководимы подворья так же своим монастырским начальством.
Монастырем руководит игумен (игуменья).
Интересный факт
В наши дни понятия «игумен» и «настоятель» стали означать одно и то же, в то время, как до 2011 года сан игумена давался за заслуги перед Православной церковью.
Игумена избирают, как правило, из числа насельников монастыря, и он пользуется в его стенах непререкаемым авторитетом. Атрибутом игумена (игуменьи) является посох.
Монахи, как правило, живут в отдельных келиях, или в келиях на двух человек. Весь их суточный распорядок подчинен Богослужебному циклу.
В каждом монастыре Богослужения происходят в соответствии с собственным уставом, но общий порядок примерно таков: ранний подъем (иногда в 3.30 ночи), утреня, литургия. После литургии – трапеза, после которой начинаются послушания. Далее предусмотрен некоторый отдых до вечерней службы, затем трапеза и вновь служба в храме, на сей раз – повечерие. У каждого монаха, кроме того, имеется собственное келейное правило, который он неукоснительно соблюдает перед тем, как отойти ко сну.
Трапезничают в православных монастырях дважды в сутки. Мяса монахи не едят. В те дни, когда нет поста, на столе у братии бывают рыба, молочные продукты, разнообразная выпечка. Для праздников предусмотрено особое, праздничное меню.
Исстари монахи питались тем, что производили сами, поэтому у монастырей бывают иногда довольно обширные земельные угодья, на которых выращивают хлеб, овощи, фрукты, часто монахи держат коров, заводят пасеки и рыбные пруды.
Несмотря на то, что монах, давая обеты, отрезает себя от мира, тем не менее, монастыри должны служить людям. При них часто бывают приюты, лечебницы. Создаются так же гостиницы для паломников, общежития для трудников. Каждый мирянин, приходя в монастырь с паломническими целями или по иной нужде, может рассчитывать на радушный прием и на место за столом в общей трапезной.
Жизнь Серафимо-Дивеевского монастыря
Эта обитель относится к Нижегородской епархии и имеет свой распорядок дня и быт. Жизнь монашек в Дивеевском монастыре не менее напряженная, чем во Введенской обители. Женщины здесь встают очень рано. Уже в 5.30 они отправляются в храм на молитвы. В 8.00 начинается их день. Позавтракав, монахини идут на послушание. Среди работ – приготовление еды, наведение порядка в храме и многое другое. Все послушания распределяются исходя из возможностей и здоровья женщин. При этом в монастыре не придерживаются привычного в стране 8-часового трудового дня. Весь день для женщин – это работа и молитва. Причем постоянная, и не только внешняя, но и внутренняя.
Ужин в обители – примерно в 20 ч., сразу после вечернего богослужения. Готовят еду в этом монастыре с молитвой. Пища здесь довольно простая, но в то же время очень вкусная.
В свое свободное время женщины могут читать художественную и духовную литературу, а вот телевизор находится под категорическим запретом. В 23 ч. согласно уставу в монастыре все должны идти спать.
Что ждёт в монастыре
Сразу по приходу в обитель принять постриг невозможно. Обычно устанавливается испытательный срок от трёх до пяти лет. В это время женщина присмотрится к монастырской жизни и сможет понять, готова ли она окончательно оставить мир и остаться в обители. Перед тем как принять постриг, женщина проходит несколько этапов монастырской жизни.
- Трудница. На этом этапе женщина выполняет любую физическую работу, которую ей поручают. Это довольно сложный период, ведь придётся и мыть помещения, и стирать, и готовить, и работать на огороде или скотном дворе — работы в монастырях всегда предостаточно. Время, свободное от работы, посвящается молитвам. Трудницей женщина будет оставаться примерно три года. Обычно в этот период человек определяется, сможет ли до конца своих дней жить в монастыре.
- Послушница. Если первый период пройден успешно, трудности женщину не сломали и она по-прежнему намерена оставаться в монастыре, необходимо написать прошение игуменье. Если трудница зарекомендовала себя хорошо, её переведут в послушницы — лицо, которое готовится к принятию пострига. Послушница надевает чёрный подрясник -это говорит о том, что она на шаг ближе к своей цели. В этот период послушница постоянным трудом и смирением подтверждает готовность окончательно отказаться от мирской суеты. Срок пребывания в послушницах определяется индивидуально для каждого человека. На этом этапе ещё можно уйти из монастыря, если пришло понимание о неверности своего выбора.
- Монахиня. Когда обе начальные стадии пройдены, а желание стать монахиней укрепилось, настоятельница подаёт прошение архиерею, после чего женщина принимает постриг. При этом необходимо принять несколько серьёзных обетов, полностью отказаться от мирской жизни и принять новое имя. В православной обители принимаются следующие аскетические обеты:
- Послушание. Монахиня не имеет воли собственной, она полностью подчиняется настоятельнице, духовнику и даже другим монахиням. Женщине навсегда следует забыть о собственном мнении, желаниях, своеволии.
- Безбрачие (девство). Монахини не ведут половую жизнь, не заводят семью и детей.
- Нестяжание. У монахини не должно быть частной собственности.
- Молитва. Монахиня молится беспрерывно, вслух или в мыслях.
Вот и все ответы на вопросы, как уйти в монастырь, что для этого нужно. Если женщину не напугали предстоящие трудности, желание служить Богу и ближнему по-прежнему сильно, а уход в монастырь — дело решённое, возможно, это и есть её путь, ведь, как говорят опытные священники, в монастырь принимают не люди, а сам Господь.
Ступени монашеского делания
Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:
- трудник;
- кандидатка в послушницы;
- послушница.
Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.
Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.
На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:
- рясофор;
- малая схима (мантия);
- великая схима.
Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:
- с чтением специальных молитв;
- пострижением волос крестом;
- переменой или оставлением старого имени;
- отсутствием обетов;
- облачением в рясу и клобук.
Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.
Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.
Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.
Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.
Монашество – тяжелый труд
Академический в честь Рождества Пресвятой Богородицы храм Киево-Печерской лавры
– Вы после пострига по правилам три дня не выходили из храма?
– Да, как полагается. В пятницу вечером в пещерном храме преп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах состоялся постриг. Вместе со мной постригали еще одного студента академии, отца Агафадора
До воскресенья мы находились в академическом храме Рождества Богородицы, но не были обделены вниманием и заботой: к нам постоянно приходили студенты, монашествующие, преподаватели, владыка ректор. Непрерывно читали Псалтырь
В полночь в храмовой тишине и полумраке с зажженными свечами совершали полунощницу, во время пения которой особые трепетные чувства наполняют душу. В воскресенье на Литургии мы причастились, с нас сняли клобуки. До этого все это время надо было находиться в головных уборах.
– Не снимали совсем?
– Совсем. А вот когда сняли, то такое состояние наступает, будто рождаешься заново на свет Божий: очень тяжело находится так долго в клобуке. Для пострига их даже шьют чуть большего размера, чтобы голова не так болела и уши остались целы. Только после прочтения молитвы на снятие клобука монах впервые покидает стены храма.
– Что Вы чувствовали после пострига?
– После пострига у всех бывает окрыленное состояние: чувствовалось особое вдохновение, сила, которую дает Господь. Создавалось впечатление, что искушения и страсти отходят от тебя, словно Бог ограждает щитом. Но, конечно, это ненадолго. Все мы, люди, грешные, и постепенно наши чистые души и сердца омрачаются грехом. Но отчаиваться не надо, ни в коем случае. Я всегда держу в уме и сердце слова одного современного монаха-подвижника, наместника монастыря возле Нью-Йорка схиархимандрита Иоакима (Парр): «Монашество – это когда человек в один день сто раз падает и сто раз поднимается». Монахи призваны к тому, чтобы всегда идти вперед, не останавливаться, падать, но подниматься, и так совершенствоваться… Монашество – тяжелый труд со многими искушениями, но Господь дает силы монахам для того, чтобы они прошли этот путь. Каждый верующий понимает и осознает, что человеческих сил недостаточно. Только полагаясь на волю Божию и Его всесильную помощь, соблюдая Евангельские заповеди, можно спасти свою бессмертную душу.
– Верно, что монаха может понять только монах? Вы прочувствовали это? Мирянин не может так понять и посочувствовать.
– Конечно, мирянину сложно понять монаха и войти в его состояние. Семейный человек живет иной жизнью. У монаха есть только Бог. Вспоминаю рассказ одного нашего архиерея, мама которого спрашивала перед постригом, кто же ему подаст чашку воды на старости лет. Он приехал к матери со своим духовником, и тот сказал, что Господь пошлет человеку, который Его избрал, людей и они подадут не только чашку воды, но и намного больше. Об этом не надо беспокоиться. Я это и раньше понимал, но в монашестве полностью осознал. Дела, которые совершаются в жизни по благословению, управляются очень просто и быстро – Господь помогает и Ангелы сопутствуют
Это очень важно, тем более для монаха, ведь он обязан жить по благословению
Публикации
Митрополит Афанасий Лимасольский
Заключите свое сердце в пустыню
/Статьи
Размышления о посте
«Отложим дела тьмы и облечемся во оружия света»
/Беседы
Игумения Викторина (Перминова)
Жизнь по любви, или еще раз о монашеских правилах
/Статьи
22 сентября 2013
Монашество и сегодня, и в прошлом, и в будущем – это самая большая сила в Церкви
/Статьи
Игумения Домника (Коробейникова)
Золотой век русского монашества: прошлое или будущее?
/Статьи
Как понять, есть ли благословение Божие на этот путь?
Чтобы понять это, человек должен пройти некоторый путь испытаний. Прежде всего, нужно знать, что поступить в монастырь может не каждый человек. Прежде всего, он должен быть православным. Невозможно стать монахом для несовершеннолетних, лиц, имеющих психические отклонения, а так же для тех, кто имеет семью с маленькими детьми, совершил преступление и по этой причине разыскивается или находится под следствием, имеет непогашенные кредиты. Только полностью отдав все долги и покончив со всеми обязательствами в мирской жизни, человек имеет возможность претендовать на монашеский постриг.
Как правило, путь к монашеству идет через трудничество (трудниками называются миряне, безвозмездно работающие на монастырь, и живущие в его стенах) к послушничеству. Если послушник показал себя как человек, готовый к принесению обетов, игумен принимает решение о постриге. Если же, напротив, послушник понял, что не готов к иноческой жизни, он может безо всяких духовных последствий для себя вернуться в мир.
В прежние времена было правилом, что принесение монашеских обетов и постриг, это навсегда, и человек, принявший новое имя и монашеское облачение, не может вернуться в мир. Беглецов из монастырей разыскивали и возвращали обратно силой, иногда содержали в монастырских тюрьмах. Сейчас ситуация иная. Уход из монастыря считается личной катастрофой человека и не подлежит иному суду, кроме Божьего.
Ответ свт. Николая Сербского, на вопрос девушки, стоит ли ей ути из мира:
Забота о монахинях
На сегодняшний день в Дивеево имеется собственная поликлиника, в которой открыт и работает зубоврачебный кабинет. Кстати, здесь принимают не только монахинь, но и рабочих обители. В Дивеево круглосуточно дежурит фельдшер и есть собственная машина скорой помощи. Для сестер монастыря открыт медицинский центр, оснащенный самым современным оборудованием.
Имеется в Дивеево и своя богадельня. Это заведение можно назвать аналогом современных домов престарелых. Сюда помещают пожилых и больных монахинь, которым уже не под силу нести послушания. Уход за ними осуществляют молодые женщины, выполняющие функцию нянечек. При необходимости монахинь осматривают врачи и назначают им различные процедуры, которые выполняют медсестры. В богадельню приходит священник. Каждый четверг на втором этаже в этом здании, где расположена домовая церковь «Всех скорбящих радосте», служат литургию.
Пожилые монахини, насколько это им позволяет здоровье, продолжают читать духовные книги и псалтырь, а также молиться. Еще они готовятся к смерти. Их отношение к переходу в загробный мир совершенно спокойное. И это свойственно всем духовным людям. Готовясь к смерти, монахини стремятся исповедаться и причаститься.
Приложение «Валаам»
Смысл пострижения
Монашество зародилось в четвертом веке нашей эры как форма ухода от мирской жизни для ведения благочестивого жития в молитвах и труде. Всем известно, что во время пострига с макушки головы крестообразно срезают волосы. Смысл этого обряда имеет древнее значение — отрицание собственной воли, добровольное или недобровольное служение господину. В христианстве старинный смысл служения тоже сохранился, только постригаемый отдает себя в служение не человеку, а Иисусу Христу.
В христианстве обряд пострижения вобрал в себя и элементы крещения: обращаемый получает новое имя. Сходство с крещением имеет определенный смысл, ведь человек отрекается от старого образа жизни и обретает новый, ангельский, образ. В чем же отличается монашеский постриг от крещения?
Обряд крещения принимается человеком в младенчестве, то есть, является неосознанным выбором. Многие христиане не понимают, что посвятили свою жизнь служению Господу и ведут небогобоязненный образ жизни. Таинство пострижения принимается в сознательном возрасте, когда человек принял решение уйти из мира суеты и полностью посвятить себя служению богу.
Смысл пострижения волос:
- приношение богу от верхней части нашего тела;
- отрицание плохих мыслей, посвящение ума богу.
Таким образом, человек проходит как бы повторное крещение. Однако к обетам служения богу добавляется еще одна часть — духовный брак со Христом. Душа монаха или монахини в это время сочетается нерасторжимыми брачными узами с духом Христа, становится одним целым с ним.
Стоит ли уточнять, что этот брак заключается на всю жизнь? Как мы помним, Христос был распят, и смертью искупил грехи своей невесты — церкви. Теперь он ожидает свою невесту в небесных чертогах Царствия Небесного. Постриг в монахини — очень красивый обряд бракосочетания в небесным женихом, однако, часто его использовали как насильственное действие. Об этом есть немало исторических фактов, например, насильственный постриг жены Петра Великого.
Чем отличаются монахи от обычных верующих христиан? Прежде всего, непрестанным общением с Господом. Монахи полностью отрезаны от мирской суеты и размышляют только о вышнем мире. Можно сказать, они живут в ином мире уже сейчас, на земле.
Особенности чинопоследования монашеского пострига
Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.
Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:
- пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
- постничества и целомудрия;
- готовности соблюдать монашеские уставы;
- терпеть скорби иноческой жизни;
- безбрачия;
- послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
- бедности (нестяжания).
После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.
Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.
В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.
Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.
В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.