Однажды духовный сын Василия — Григорий увидел во сне блаженную Феодору
Однажды Григорий увидел Феодору во сне. Она находилась в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ. Когда Григорий увидел ее, он очень обрадовался. Тогда же он решил и узнать у нее, как разлучилась душа ее от тела, что она видела. На эти вопросы Феодора отвечала ему так:
Феодора стала говорить ему о том, что очень трудно передать словами то, какой страх и смятение ей пришлось испытать.
Эти эфиопы подняли повсюду страшный крик, одни лаяли как собаки, другие хрюкали как свинья. Все они смотрели на Феодору, грозились, скрежетали зубами. Она чувствовала, что они хотят ее съесть.
Они были готовы дать все мои грехи и забрать душу — говорила святая Феодора.
Феодору рассказала Георгию, что очень трудно передать словами то, какой страх и смятение ей пришлось испытать
Феодора пыталась отворачиваться, чтобы не видеть ужасных лиц перед собой, но они были просто повсюду. Когда она не могла уже сдерживаться, перед ней появилось двое ангелов.
Когда они подошли к кровати Феодоры, они стали о чем-то тихо говорить. Эфиопы, увидев их, сразу отошли. Святые же ангелы сказали, что эта женщина принадлежит Богу. Эфиопы же сразу подняли ужасный крик, они показывали список, на котором были записаны злые дела.
У смерти были с собой различные орудия. Феодора ужаснулась, но Ангелы сказали смерти, чтоб она освободила душу Феодоры от тела.
Тогда светлые Ангелы взяли Феодору себе на руки.
Когда Феодора обернулась, она увидела свое тело, которое лежало бездыханное. Тогда бесы стали кричать, говоря, что у этой души много грехов.
Подала ли когда милостыню, накормила ли голодного и нуждающегося, одела ли нового, служила ли святым, посещала ли больных и хромых, молилась ли ночью, исповедовалась ли перед своим духовным отцом свои грехи.
Посмертное бытие души
На самом деле говорить о каком-то ином мире довольно странно, так как православному человеку, да и вообще любому верующему существование после окончания бытия телесного не представляется чем-то другим. Эти миры на самом деле нераздельны, и в православии земной путь вообще воспринимается просто как подготовка к дальнейшему вечному существованию.
Именно этой подготовкой верующий и занимается на протяжении своего бытия, в зависимости от грамотности этой подготовки то или иное мытарство будет или не будет влиять на его судьбу.
Для христианина выбор этой дальнейшей судьбы вполне понятен и очевиден. Основной целью является избежать ада, то есть душевных страданий на протяжении огромного количества времени до окончания времен.
Существование в аду намного тяжелее, чем просто какие-то телесные страдания, оно представляет собой именно страдания оболочки нетелесной и поэтому действуют на самую суть, способны погубить человека в подлинном смысле этого слова.
Рассматриваемая тема невероятно трудна, никто не снял видео в другом мире, не принес инструкции или описания, которые были бы понятны всем и каждому.
В нынешние времена люди имеют доступ к самым разным учениям и описаниям опыта души, освободившейся от тела.
Но не следует распыляться для изучения каждой концепции, лучше сконцентрироваться на чем-то одном, в частности на православном взгляде.
Такой вариант целесообразнее, так как глубокое понимание открывает сокрытые от поверхностного взгляда грани.
Не зря верующие так заботятся о том, чтобы избегать грехов, и некоторые грехи называют смертными, ведь они несут гибель совсем не для тела, но именно для души и обрекают на адское существование.
Итак, целью для православного является райское существование. Именно поэтому следует вести себя благочестиво, будучи в теле, а также знать, как душа проходит мытарства, дабы дополнительно обеспечить себе гарантию вознесения на Небо.
В какой-то степени эти знания возможно назвать даже практическим, чем-то наподобие инструкции, которой нужно следовать, чтобы обеспечить искомый результат.
Взгляд различных религий на встречи душ после смерти
После того как человек умирает, его душа отделяется от тела. В православии считается, что в течение сорока дней она остается между адом и раем, путешествует и ожидает решения высших судей. На третий день после смерти она проходит двадцать страшных испытаний, именуемых мытарствами души. Каждое мытарство связано с определенным грехом. Чем более душа была ему подвержена, тем сложнее ей преодолеть данный этап. Сдавшиеся, падшие духи попадают в ад как грешники, где испытывают муки, которые были ими заслужены при жизни.
Встречаются ли души после смерти? Несомненно. В течение сорока дней душа может путешествовать по кругам Ада, и по чертогам Рая, разыскивать ранее умерших родных и близких, чтобы перемолвиться с ними. После того, как судьба ее будет решена, люди, попавшие в одно и то же место — Преисподнюю ли, в Рай ли, могут продолжать общение. То же происходит и в Чистилище — только со временем обитатели этого места утрачивают память о прежней жизни и в конце концов оправляются обратно на Землю, на перерождение.
Для правоверных мусульман загробная жизнь делится на Ад, куда низвергаются все неверные и нарушавшие законы Аллаха, и Рай, где праведников ожидают семьдесят две гурии и возможность вечного пира с друзьями и родственниками под сенью райского сада. Концепция вечной жизни у мусульман именуется словом «арихат». Жизнь после смерти для праведных мусульман означает переход в некое состояние величия, крайне отличающегося от того, что есть на земле.
Также праведник, умирая, имеет право просить о заступничестве за семьдесят своих родственников. Эти родственники после смогут воссоединиться с ним в раю. В отличие от христианства, которое утверждает что все люди так или иначе грешат и имеют грешную природу, мусульмане говорят что грешник и праведник отличаются кардинально. Потому грешник не может искупить своей вины и по ту сторону ему никогда не встретить близких, что вели праведную жизнь.
Колесо Сансары
Для буддистов же само понятие смерти и встречи после неё не имеет смысла, так как данная религия отрицает саму суть конца существования. Всякая душа бесконечно перерождается, но это не просто переход из одного тела в другое. Умирая, сущность человека распадается на отдельные части — «сканды», которые после этого собираются вновь в новом теле. При этом сама суть личности сохраняется, так как новых деталей в неё не добавляется. Помимо этого существует понятие колеса Сансары, в которое входят: Ад, Мир вечно голодных душ, Мир животных, Мир людей, Рай и Мир Богов, являющийся высшим планом бытия, которого может достигнуть человек.
Помимо этого существует Нирвана. Это состояние душевной свободы от любых страданий и бесконечной цепи перерождений. Иначе ее именуют «состоянием Будды». Достижение Нирваны — главная цель каждого буддиста. Ведь именно это состояние помогает избавиться от всего земного, суетного, и стать частью чего-то большего. А также — максимально приблизиться к учению Будды и стать его подобием.
Куда попадает душа после смерти
Согласно церковным представлениям после смерти душе предстоит пройти через 20 мытарств – страшных испытаний смертными грехами. Это позволит определить, достойна ли душа попадания в Царство Господне, где ждет ее бесконечная благодать и успокоение. Мытарства эти ужасны, даже Святая Дева Мария, согласно библейским текстам, опасалась их и молила сына о дозволении избежать посмертных мук.Избежать мытарств не удастся ни одному новопреставленному. Но душе можно помочь: для этого близкие, оставшиеся на бренной земле, ставят свечи, постятся и молятся. Последовательно душа попадает с одного уровня мытарств на другой, каждый из которых страшнее и мучительнее предыдущего. Вот их список:
- Празднословие – страсть к пустым словам и разговорам чрезмерным.
- Ложь – намеренный обман окружающих ради извлечения собственной выгоды.
- Клевета – распространение неверных слухов о третьем лице и осуждение чужих поступков.
- Чревоугодие – чрезмерная любовь к пище.
- Праздность – лень и жизнь в бездействии.
- Воровство – присваивание чужого имущества.
- Сребролюбие – чрезмерная привязанность к материальным ценностям.
- Лихоимство – стремление добывать ценности нечестным путем.
- Неправда в делах и поступках – тяга совершать нечестные действия.
- Зависть – стремление завладеть тем же, что есть у ближнего.
- Гордыня – почитание себя самого выше других.
- Гнев и ярость.
- Злопамятность – хранение в памяти чужих проступков, жажда мести.
- Убийство.
- Чародейство – использование магии.
- Блуд – беспорядочные половые связи.
- Прелюбодеяние – измены супругу.
- Содомия – Бог отрицает союзы мужчины и мужчины, женщины и женщины.
- Ересь – отрицание Бога нашего.
- Жестокость – черствое сердце, невосприимчивость к чужому горю.
7 смертных грехов
Большинство мытарств – это стандартное представление о добродетелях человека, предписанных каждому праведнику законом Божиим. Душа сможет достичь Райских кущ, только успешно миновав через все мытарства. Если она не пройдет хотя бы одно испытание – эфирное тело застрянет на этом уровне и будет вечно терзаемо Бесами.
На чем основано учение о мытарствах и что они собой представляют?
Учение о мытарствах основано на Священном Писании и Священном Предании Церкви. О желании демонов властвовать над человеком Божественное Откровение свидетельствует неоднократно. Например, о диаволе сообщается, что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Само собой разумеется, что желание диавола поглотить свою жертву не ограничивается рамками её земной жизни, но распространяется и на посмертную жизнь. Именно в этом контексте становится понятным библейское изображение ада под видом живого существа с безмерно разинутой хищнической пастью (Ис.5:14), ненасытной утробой (Сир. 51:7). Ведь в человек сходит не иначе как душой, то есть после разлучения души с телом. Собственно, возможность схватить и заточить человеческую душу в аду открывается перед бесами только в этот период.
Сатана назван в Писании князем, господствующим в воздухе (Еф.2:2). Воздух же есть та надземная сфера пространства, сквозь которую души почивших возносятся к Небу (Деян.1:9). Именно здесь разворачивается театр борьбы демонических сил за овладение душой, которую диавол, в сотрудничестве с подчиненными ему падшими духами, «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои» (Пс. 9:30).
Но вот оказия! Просто так взять и пленить человеческую душу, отобрав её у Владыки владык, диавол не в состоянии (Иов. 2:6). Ведь хотя он и сильный, однако же не всесильный, как Бог. Поэтому он и стремится добиться господства над душой, желая выказать её недостойной и, главное, неспособной жить в Царстве святых.
Поскольку диавол есть клеветник и отец лжи, да к тому же и «человекуоубийца» (Ин.8:44), постольку понятно, что если бы не вмешательство Бога, не попечительство ангелов, он, под вывеской справедливого изобличения, оболгал бы любого. Ведь «Когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин. 8:44).
Отсюда и необходимость в Божественной помощи, отсюда и молитва: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего » (Пс. 7:2).
Задача оправдывать душу, вспоминая её добрые дела (мысли, желания и пр.), возлагается Богом на ангелов, так как «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).
Классическим примером ангельского попечительства о душе служит притча о богатом и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Пример же взятия души злыми демонами встречаем в повествовании о безумном богаче: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20).
Различаясь между собой иерархическим степенями, злобой, коварством, демоны, вместе с тем, различаются и направлениями деятельности, связанной с погублением душ. В данной связи определенные виды грехов взыскиваются с душ не какими бы то ни было, но определенными демонами, мытниками. Всё это происходит поэтапно, последовательно: сперва в одном месте с души спрашивается за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окончания испытаний (иногда насчитывают двадцать и более типов таких мест). Душа при этом терзается, терпит страдания и мучительный ужас.
Места, на которых испытывается восходящая к Небу душа, по аналогии с теми местами, где с людей собирают налоги и пошлины, называются «мытарствами» (от слова «мытарь» — сборщик налогов, податей). Такая параллель уместна не потому, что любой сборщик налогов априори уподобляется демонам и наоборот, а в связи с тем, что в древности мытари нередко вершили жестокость, несправедливость и лихоимство.
Где живут души людей после смерти
Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.
Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.
Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад — Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя, место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.
А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.
Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище — место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры. В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук. Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс вновь прийти в земную жизнь и просуществовать ее достойно участи праведника или грешника: всё зависит от того, какой урок извлекла душа из прежней жизни и из видений Ада и Рая.
Все испытания, тяжести и горечи в мире представляются подготовкой к Небесному Царству. Первостепенными задачами всякого верующего и православного человека оказываются работа над собой, соблюдение заповедей, усердие и прилежность в творении добрых дел. Кротость, смирение и молитвы помогут преодолеть двадцать мытарств и войти в ворота Рая.
Время собирать камни
Думать о смерти и страшиться ее – совершенно нормально. Каждый человек желает заглянуть за завесу вечной тайны Жизни и узнать, что ждет за ее пределами. Танатология доказывают, что со времен Древнего мира к смерти готовились заранее, о ней думали как о части жизни, и в этом заключалась, пожалуй, самая большая мудрость наших предков.
Парапсихологи говорят, что после смерти человека душа испытывает те же чувства, что и человек во время физической кончины, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным до самого последнего вздоха. После смерти душу ждет ровно то, что заслужил человек при жизни: от его поступков и деяний зависит бесконечность, которую он проведет по ту сторону
Прожитые достойно годы, прощеные обидчики, теплые отношения с близкими людьми помогут душе оказаться в лучшем месте, где ее ждут покой, всепоглощающая любовь и блаженство
После смерти душу ждет ровно то, что заслужил человек при жизни: от его поступков и деяний зависит бесконечность, которую он проведет по ту сторону. Прожитые достойно годы, прощеные обидчики, теплые отношения с близкими людьми помогут душе оказаться в лучшем месте, где ее ждут покой, всепоглощающая любовь и блаженство.
Смерть – неизбежная данность, с которой рано или поздно столкнется каждый. Но это не конец – умирает лишь физическая оболочка, а душа человека обретает истинное бессмертие, поэтому не нужно печалиться, стоит отпустить родную душу с легким сердцем, мечтая о том, что однажды удастся встретиться вновь – уже по ту сторону жизни.
Немного об авторе:
Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!
Интересное:
Другие статьи
- Обереги2019.08.13Обереги и талисманы на удачу – как привлечь везение в бизнесе
- Народные приметы, суеверия, поверья2019.08.10К чему чешется правая или левая нога: все значения приметы
- Обереги2019.07.24Славянские рунические обереги – как правильно подобрать и активировать талисман для защиты
- Обереги2019.07.04Одолень-трава – значение славянского оберега для женщин и мужчин
Метки: Астрал, Реинкарнация
« Предыдущая запись
Мытарства души после смерти
Как гласят различные откровения, после смерти каждая душа проходит двадцать «мытарств», под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из мытарств, душа переходит на другое, находящееся выше рангом — вплоть до самых серьезных грехов. Только пройдя каждое испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по своему пути без постоянных бесовских искушений.
Мытарства души после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно разве что молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. В христианстве имеется свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти — сама Дева Мария умоляла сына своего Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на её мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой направить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.
Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти испытания схожим образом. Однако, индивидуальный опыт каждого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Как известно, серьезность каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до самых серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где её жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных при жизни. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, ему выносят приговор.
Первым мытарством идет так называемое празднословие — слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым — ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими являются клевета и осуждение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое — это чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.
20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.
Пятое — леность, праздность. Шестое — воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое — сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое — лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, т.е. добытым нечестным путем. Девятое — это неправда, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое — зависть, бич божий, желание обладать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое — гордость, чрезмерное самомнение, раздутое эго, почитание себя.
Двенадцатое — это гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей всякому христианину кротости. Тринадцатое — злопомнение или злопамятности, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым — чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели своей души. Шестнадцатое — это блуд, беспорядочное соитие со сменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.
Семнадцатым идет прелюбодеяние, измена законной супруге или же супругу. Восемнадцатый — грех содомский, когда мужчина ложится с мужчиной, а женщина с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое — это ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним является истязание — это немилосердие и жестокосердие, то есть хранение при жизни черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.
Путь всех душ после прекращения работы физического тела лежит через все эти испытания. Каждый грех, к коему человек был склонен при земной жизни в посмертии возвратится к нему и бесы, именуемые мытарниками, станут мучить им грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет лишь искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.
Учение о мытарствах, или Приключения души в загробном мире
О том, что после смерти душа человека проходит воздушные мытарства, знают многие православные. Их количество, названия и детальную информацию они узнали из книги «Мытарства преподобной Феодоры». Это рассказ келейницы Василия Нового, жившей в Х веке.
Учение о мытарствах
Воздушные мытарства — это испытания, через которые должна пройти человеческая душа на пути к Божьему престолу для индивидуального суда.
Всего их насчитывается 20: празднословия, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лености, воровства, сребролюбия и скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордости, гнева и ярости, злопомнения, убийства, чародейства, обаяния, призывания бесов, блуда, прелюбодеяния, содомских грехов, ересей, немилосердия и жестокосердия.
Само учение о мытарствах души было известно еще в IV-V веках благодаря творениям Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Макария Великого, Кирилла Александрийского.
Ответ за каждую греховную «мелочь»
В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская современным языком и на примере современных героев показывает, какие испытания ждут человеческую душу после смерти.
Главной героине Анне повезло больше, чем многим людям. Ее дедушка — священник, замученный за веру. Поэтому он присутствует во время прохождения воздушных препятствий и вместе с Ангелом-хранителем поддерживает ее, вовремя пресекая бесов.
На мытарствах человеку нужно дать ответ за все свои нераскаянные грехи. Насколько это серьезно, свидетельствует и пример героини книги. На первом мытарстве — празднословия — Анне пришлось отвечать за все, начиная с детских дразнилок «Колька-дурак курит табак». Задумываемся ли мы над такими «мелочами»?
А для нас все это кажется такой чепухой!
Юлия Вознесенская, насколько могла, попыталась изобразить мерзость бесов и такое же их поведение по отношению к человеку. Как и в свидетельствах преподобной Феодоры, бесы пытаются разными способами столкнуть человека со ступени мытарств, сразу повлечь его душу в ад.
Они запугивают, выкрикивают, выдумывают грехи, которых в действительности не было. Как вести себя, подсказывает дедушка Ани: «Не бояться, не вступать в споры и молиться».
На каждом мытарстве бесы напоминают о том грехе, который они исследуют. Например, на испытании чревоугодия лукавые духи напоминали то раскормленных свиноматок, то тощих бесов с белыми воротничками, которые ждали лакомой пищи.
Человек спасается верой и… добрыми делами
Если на земле у человека еще есть возможность раскаяться и исповедоваться, то в загробном мире этого уже не будет. Но чем крыть? Согласно православному учению, противопоставляют добрые дела.
Героиню Юлии Вознесенской неоднократно спасали именно такие благочестивые поступки. Например, она не постилась в том смысле, как мы это сейчас понимаем. Зато во время пребывания в тюрьме (была диссиденткой) делилась последним с другими заключенными.
Парадоксально, но на прохождении мытарств бесы пытались «пришить» ей дело о краже бумаги (достать ее тогда было невозможно). Но, несмотря на греховную форму, этот поступок был на пользу: однажды Анна напечатала письма заключенного епископа из Соловков к его духовным детям для подпольного христианского журнала.
https://www.youtube.com/watch?v=JLG7xFl4BD8
Страницы этого издания «засветились голубым пламенем», отчего бесы разбежались. О том, насколько важно подкреплять веру поступками, пишет и преподобный Никодим Святогорец:
Стимул задуматься над собственной жизнью
Согласно христианскому представлению, душа, застрявшая на каком-то мытарстве и не сумевшая его пройти, попадает в ад.Героиню повести Вознесенской подобная участь ждет из-за гордыни.
Но якобы спасает ее искренняя личная молитва к Богородице, крестное знамение, сотворенное с верою, и особо усердное моление дедушки-святого. Бог не хочет смерти грешника, поэтому дает шанс всем живым молиться за тех, кто пребывает в мире ином.
Окончательное решение — рай или ад — будет принято только после Второго пришествия.
Но многие после его прочтения задумываются над своей жизнью, приходят или возвращаются в Церковь
Люди осознают важность покаяния и исповеди. И стимулом к этому становится описанный в книге частный опыт, литературное произведение, частично основанное на реальных событиях и учении Церкви