Гештальт терапия: основные положения, методы и техники

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер

. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты » (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом

гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Что такое гештальт терапия?

Гештальт терапия — это гуманистическое направление в психотерапии, построенное на клиентском переживании контакта со своим внутренним «Я», со своим окружением и с терапевтом. Гештальт терапия переводит фокус с содержания (заявленной или обсуждаемой темы) на сам процесс (что совершается здесь-и-сейчас). Акцент делается на клиентских чувствах и ощущениях в данный момент, а не на воспоминании о прошлом или фантазии о будущем.

Если описать идеальный результат терапии одним термином – это осознавание

Осознавать – значит со вниманием относиться к своим ощущениям, переживаниям, потребностям, брать на себя ответственность за свои мысли, эмоции, поступки, сделанное и несделанное. Последователи гештальт подхода уверены: если принять на себя ответственность за свою жизнь, можно решить большинство проблем

Гештальт терапия:

  • Требует от клиента полного доверия к терапевту даже в случаях, когда техники выглядят странными или очень странными (например, во время сеанса проводятся «пробные» похороны клиента).
  • Требует от терапевта высокого уровня подготовки, эмпатии, личностного присутствия, бережного отношения к внутреннему миру клиента, достаточного жизненного опыта.

В гештальт подходе личность человека видится многомерно, не только как сумма духовных, душевных и биологических характеристик. Подход концентрируется на идее психологического здоровья – гармоничной, целостной работе и взаимодействии жизненно важных систем человека, отсутствии внутренних блоков, удовлетворении значимых потребностей. Главный показатель физического и психического здоровья – это способность организма к саморегуляции.

Эти два убеждения объясняют базовые положения гештальт-подхода:

  • Функция саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена.
  • Работа системы саморегуляции невозможна без взаимодействия с окружающей средой.

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия

– направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психологФридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт

– процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.
Популярные статьи  Свойства камня авантюрин — кому подходит в астрологии

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена»

, суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер —

известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление»

, в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

Популярные статьи  Меркурий в пятом доме у женщины и мужчины

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития»

, посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издаеткнигу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Взаимодействие организма и среды как контакт (по Ф. Перлзу)

Выше уже говорилось об уникальности опыта каждого человека. Исходя из теории Ф.Перлза опыт является своеобразной границей между индивидом и средой. Перед тем, как приобретется опыт, необходим контакт между человеком и средой. Чаще всего контакт происходит путем взаимодействия раздражителя, органов чувств и моторной реакции вследствие воздействия раздражителя. Опыт – это контакт, происходящий на границе между организмом и средой.

Вначале происходит сенсорное осознавание, а потом уже моторная реакция. Ф.Перлз приводит в качестве пример полет мяча. Вам кидают мяч, вначале вы осознаете факт его передвижения, видите его, просчитываете расстояние (сенсорное осознавание), а потом уже ловите его (моторная реакция). Все. У вас приобретен опыт – вы знаете как ловить мяч.

Ничего происходящего внутри человека, любой его функции (питания, дыхания, продолжения жизни, жажды и т.д.) невозможно без внешних объектов, среды. Если говорить о дыхании, то без воздуха оно невозможно, удовлетворение жажды не произойдет само собой, нужен источник жидкости, а он находится во внешней среде. При гневе мы злимся на что-то происходящее извне, нужен источник фрустрации, процесс мышления происходит только при возникновении затруднений при практических действиях. Перлз называл это взаимодействие полем организм/среда. При анализе взаимодействия человека и среды невозможно забывать о взаимосвязи физических, социально-культурных и биологических факторах. Далее автор предлагает объединить два утверждения:

  1. Опыт является контактом, возникающим на границе организма и среды.
  2. Все человеческие функции являются результатом взаимодействия социально-культурных, биологических и физических факторов в поле организм/среда.

Граница не является привычным понятием в данном случае. Она не отграничивает организм от среды. А скорее всего является способом связи между организмом и средой. Функционирование границы (приобретение опыта) это сообщение о реальности. По сути, функционирование границы является ростом человека. Так он охраняет свой организм от опасности, усваивает новые знания, развивается. То воздействие, которое ни на что не влияет, остается неизменным и не вызывает реакции, не будет предметом контакта.

Например, если у человека здоровая печень, то контакта не возникнет, пока она не заболит. Для развития человека необходима новизна. Все, что было новым постепенно становится старым и перестает входить в контакт. На смену обязательно должно приходить что-то другое. Иначе творческий процесс приспособления организма и среды прервется. Как результат – возникнет внутриличностный конфликт. Отсюда неврозы, тревога, страхи и прочие нарушения работы нервной системы. Ф.Перлз вообще не центрировался на вопросе «почему возникла проблема». Его больше интересовало как эта проблема будет переживаться, какое влияние способна оказать на жизнь человека.

Положительные моменты и недостатки данной терапии

Гештальт терапия: основные положения, методы и техникиТерапия избавляет от внутренних проблем, способствует гармонизации личности

К достоинствам относят:

  • проведения глубокого анализа, выявление скрытых мотивов, глубоких травм, причин повышенной тревожности и невроза клиента;
  • применяемые методы зависят от самого пациента, они индивидуальны;
  • возможность прорабатывать различные уровни психологических проблем;
  • ориентировка на процесс терапии;
  • выявление результата делается самим пациентом.

Кроме положительных моментов, стоит отметить и недостатки (хоть далеко не для всех они такими являются):

  • данная терапия предусматривает большое количество самостоятельных действий;
  • психотерапевт ничего не советует, он может только натолкнуть пациента на осознание того или иного явления;
  • достаточно длительная терапия — минимум три сеанса, но, как правило, от пяти и больше;
  • не подходит для детей;
  • обязательным является использование своих чувств, а также эмоций. Пациента просят вернуться к негативным воспоминаниям, былым ощущениям, что провоцирует слезы и внутренние переживания.
Популярные статьи  Сатурн в Тельце: характеристика для мужчины и для женщины

Методики

Гештальт терапия: основные положения, методы и техники«Пустой стул»

Воздействовать на психику пациента можно с применением различных методов, каждый из них предлагает определенные упражнения, которые уже подбираются индивидуально с учетом потребностей каждого клиента.

Осознаем собственные ощущения. Клиента просят сфокусироваться на внешних факторах, на то, что находится в зоне его видимости и слуха. После чего необходимо сконцентрироваться на внутренних ощущениях, своих мыслях, образах, эмоциях, напряжении мышц. Человек должен постепенно сосредотачиваться на своих внутренних процессах, пытаясь проникнуть к первопричинам, оценивая, какие желания и эмоции возникают при этом.
Интеграция полярностей. Если индивид привык реагировать на происходящее, впадая в крайности — это негативно отображается на его психике и мировосприятии в целом

Важно внести гармонию в свою жизнь. Метод основан на работе психотерапевта с пациентом, обучении его избегать крайности

Упражнение подойдет тому, кто ощущает наличие внутриличностного конфликта, не знает, как его разрешить. Клиенту предлагают представить две свои конфликтующие стороны, которые сидят на стульях. Дальше необходимо вообразить их спор, вслух проговорить диалог, с помощью психотерапевта попытаться выявить компромиссное решение.
Работа со снами. Ночные сновидения — это подсказки нашего подсознания. Если человек после пробуждения может вспомнить, что ему снилось, ему легче себя понять, урегулировать внутриличностный конфликт. При работе с таким методом необходимо относиться к нему серьезно, с целью расшифровки применять не только проверенные источники, но также и свою интуицию. На групповой терапии может применяться такое упражнение: один пациент рассказывает, что ему снилось, другие выбирают один из объектов, возникших в сновидении, и изображают его. Дальше упражнение проходит в виде игры. Каждый участник примеряет на себя роль, которую он выбрал в рассказанном сне. После этого люди делятся своими чувствами.
Преодоление сопротивления. Клиент отмечает свои привычки, которые неэффективны или серьезно препятствуют нормальной жизнедеятельности. Психотерапевт просит пациента представить, что эти привычки были заменены чем-то другим. Клиент рассказывает о том, что он ощущает при этом, получает ли удовлетворение от других занятий, ощущается ли внутреннее сопротивление.
Пустой стул. Перед пациентом ставится данный предмет мебели. Человек представляет, что на нем сидит тот, кто доставил душевное переживание. Пациент должен высказать все наболевшее, озвучить свое волнение, страхи, недовольство, глядя обидчику в глаза. При этом неважно, будет ли «собеседник» ныне живущим или умершим, или вовсе воображаемым. Суть методики — получить возможность вслух высказать свои претензии тому, кто вызвал душевные переживания, услышать свои проблемы со стороны, наконец, перейти к практическим занятиям.
Горячий стул. На соседнем стуле сидит психотерапевт. Суть метода сводится к откровенному диалогу между ним и пациентом. На «горячем стуле» сидит сам пациент с надеждой на то, что после произношения своих проблем, он сможет достичь эмоционального равновесия, принять верное решение.

Что такое гештальт терапия?

Гештальт терапия — это гуманистическое направление в психотерапии, построенное на клиентском переживании контакта со своим внутренним «Я», со своим окружением и с терапевтом. Гештальт терапия переводит фокус с содержания (заявленной или обсуждаемой темы) на сам процесс (что совершается здесь-и-сейчас). Акцент делается на клиентских чувствах и ощущениях в данный момент, а не на воспоминании о прошлом или фантазии о будущем.

Если описать идеальный результат терапии одним термином – это осознавание

Осознавать – значит со вниманием относиться к своим ощущениям, переживаниям, потребностям, брать на себя ответственность за свои мысли, эмоции, поступки, сделанное и несделанное. Последователи гештальт подхода уверены: если принять на себя ответственность за свою жизнь, можно решить большинство проблем

Гештальт терапия:

  • Требует от клиента полного доверия к терапевту даже в случаях, когда техники выглядят странными или очень странными (например, во время сеанса проводятся «пробные» похороны клиента).
  • Требует от терапевта высокого уровня подготовки, эмпатии, личностного присутствия, бережного отношения к внутреннему миру клиента, достаточного жизненного опыта.

В гештальт подходе личность человека видится многомерно, не только как сумма духовных, душевных и биологических характеристик. Подход концентрируется на идее психологического здоровья – гармоничной, целостной работе и взаимодействии жизненно важных систем человека, отсутствии внутренних блоков, удовлетворении значимых потребностей. Главный показатель физического и психического здоровья – это способность организма к саморегуляции.

Пройти тест на психику

Эти два убеждения объясняют базовые положения гештальт-подхода:

  • Функция саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена.
  • Работа системы саморегуляции невозможна без взаимодействия с окружающей средой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: