Традиции и обряды
Именно с этого дня начинаются гуляния и жатва. Гуляния обычно длятся несколько дней: от одного до пяти. Спорным вопросом остается: работать ли в этот праздник? Одни регионы категорически отказываются делать какую-либо работу в этот день. Другие же после утренней службы Прокопию отправляются работать в поле. Работы должны начинаться прополкой огорода. Так как начинается жатва, то необходимо первым делом собрать маленький сноп и положить его дома возле иконы. Этот обряд поможет уберечь дом от неприятностей и горя. Также этот обряд увеличит количество урожая.
Священники в церквях и монастырях обязательно меняют цвет своего одеяния с черного или белого на голубой
Это важное условие праздника. Раньше после службы было принято проходить крестный ход
Все жители поселения с иконами в руках полностью проходили вокруг своей местности. Это символизировало защиту и мир. В настоящее время крестный ход также существует, но обходить принято просто церковь.
Если нет возможности отправится на службу в церковь, то можно помолиться и дома за здоровье близких, благополучие, мир, спокойствие и достаток.
В этот день рекомендуется провести обряд, который поможет улучшить зрение. Нужно купить в церкви или монастыре маленькую иконку Богоматери и отправится на водоем. Там прочитать молитву «Отче наш». После чего окунуться в воду, желательно с головой и открытыми глазами. Таким образом, весь год у вас будет хорошее и крепкое зрение.
Незамужние девушки не теряли времени. В ночь с 20 на 21 июля в полночь нужно было собрать много разных трав. После сбора прочитать «Отче наш», положить их под иконами и лечь спать, подумав о счастливой и долгой любви. На утро этими травами нужно было умыться.
Так как на поле много насекомых, то на Зажинки также проводились обряды, чтобы уберечь здоровье работающих. Для этого с собой на поле нужно было взять хлеб и соль, поставить их посреди поля и попросить высшие силы о щедром урожае, закончив обряд молитвой «Отче наш». Каждый работник про себя должен проговорить молитву.
Категорически запрещается ссориться и обижаться друг на друга. В этот день принято ходить в гости к родственникам. Несмотря на то, что с Прокопьего дня начинается самая настоящая и невыносимая жара, ни в коем случае нельзя купаться в водоеме, потому что наши предки считали, что в этот день купается сам водяной и он может затащить с собой на дно.
Традиции и обряды на праздник Казанской Божьей Матери 2020 года
Самое важное в такой день, это молитва. Почитание Богородицы было безоговорочно
Люди молись за свои семьи, здоровье, покой, за мир под небом, за родину, родных и близких. После завершения литургии совершался крестный ход. Верующие обходили кругом поселения, города, деревни, как бы защищая их от нападения врагов. В наше время обход совершается вокруг церкви или по главным улицам поселения.
Именно Казанскую Богоматерь называли Бабьей заступницей, так как она была покровительницей женщин. Поэтому 4 ноября всегда считался на Руси главным женским праздником. К торжеству приурочивали свадьбы, венчания. Этот знаменательный день победы божественной веры над всеми врагами считался самым удачным для создания семьи. А незамужние девушки молились святой о достойном женихе. Еще один женский обряд заключался в том, чтобы в березовой роще сорвать самый низкий березовый, покрытый инеем листок и рассмотреть свое отражение, как в зеркале. Действие должно происходить ранним утром. По преданию, видение одаривало девушку красотой, привлекательностью для мужчин.
Праздник всегда переходил в народные гулянья, которые затягивались на несколько дней. Женщины, встречая своих мужчин с работы, накрывали им богатые столы с пирогами, блинами, словом самыми лучшими угощениями, поили брагой, пивом, медовухой. Сибирские Уральские земли затягивали празднества и веселья на несколько дней с переходами гостей друг к другу, народными катаниями на лошадях, песнями, плясками до ночи.
Кроме угощений работающих мужей, селяне угощались хлебом-солью. Выходили в огороды, посыпали землю солью. Считалось, что урожай на следующий год будет богатым. Совершали некий «крестный ход» с иконой Божией матери вокруг пашен и полей. Пели молитвы Богородице, благодарили за прошлый урожай, просили плодородности земли для будущего урожая. Затем прямо на поле устраивали «трапезу разговения». Угощались тем, что послала им земля, а запивали святой водой.
Приметы
Приметы в большей части связаны с погодными условиями ближайшего времени и их влиянием на судьбу человека.
- Если на этой неделе, на которую припал праздник, нет дождя, то он обязательно пойдет на Ильинской.
- Начало жатвы начинается тогда, когда вся черника уже созрела.
- Чтобы узнать, созрела ли ржица, нужно просто присмотреться к акациям. Если они уже спелые, то и ржица созрела.
- Проверенным методом, чтобы узнать, будет ли засуха, является поведение пчел. Они чувствуют засуху и начинают агрессивно себя вести.
- Интересной приметой является то, чтобы обрести удачу на весь год, нужно всего лишь встретить на своем пути насекомого. Обычные мошки и букашки не подойдут. В период, на который выпадает праздник, дуют теплые ветра. Они же и приносят ветром вредителей огороду. Так как этих мошек очень большое количество, они скатываются в небольшой шар. К кому этот шар под ноги попадет, тот и будет счастлив весь год.
Исторические традиции в День Казанской иконы Божьей Матери
В этот день люди молятся святой. Они просят крепкого здоровья, а также благополучия в семье. Церковнослужители утверждают, что браки, заключённые в этот церковный праздник, имеет особо крепкий союз. Желательно подарить им прототип иконы Божьей Матери. Это обязательно должны сделать родители.
Силой наделяется образок. Его обязательно нужно купить 21 июля. Считается, что прообраз Божьей Матери способен защитить дом. В частности, люди рассказывали об обереге во время пожара или недуга. Также в этот день предсказывали погоду. Если весь день шёл дождь, то холода уже не за горами. Девушки умывались росой, а также гадали на инее. Считалось, что, таким образом, они приобретают неистовую красоту. Именно она поможет им выйти замуж.
Чудеса иконы Казанской Богоматери
В храмовых книгах есть много записей священнослужителей о случаях чудесного исцеления болящих.
- Так, одна из историй повествует о том, что некий человек по имени Никита, три года не мог видеть. Он припал к иконе с горячей молитвой и прозрел. Простояв на молебне, он с большой радостью вернулся домой, славя имя Христа и Пречистой Девы Марии.
- Особенно трогательна история прозрения младенца. Мать принесла своё дитя в храм и долго молилась с ним на руках у образа Богородицы. Когда присутствующие заметили, как малыш начал касаться лица матери, перед его лицом подержали яблоко. Дитя к нему потянулось и все поняли, что младенец прозрел.
- Известен случай, когда по милости Богоматери получил исцеление молодой человек, страдавший расслаблением. Он не мог двигать конечностями, что доставляло много страданий. Узнав о чудотворной иконе, парень, которого звали Исаак, попросил мать отслужить перед образом молебен. Сам же дома он непрестанно просил Богородицу дать ему возможность увидеть святыню своими глазами. Внезапно парень почувствовал облегчение, и даже смог сам встать на ноги. Взяв две палицы, он направился к монастырю, где пребывал образ, и вместе с матерью припал к лику, благодаря за помощь.
Перечислять можно ещё очень много.
Важно! Милость Господа и Девы Марии безгранична. В этом убедились тысячи людей, побывавших у образа Казанской Богоматери
Осенняя Казанская и День народного единства. История праздника
Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю — прим. ред.), в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.
Заступнице усердная Мати Бога Вышняго
Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.
Далее, в 1812 году М. И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».
Молитва Казанской иконе Божией Матери
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Судьба образа Казанской Богородицы
Икона, явленная в 1579 году, оставалась в Казани, в монастыре, построенном на месте ее явления. Она была украшена богатыми ризами — окладами из золота и драгоценных камней. В ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена злоумышленниками. Полиции удалось задержать преступника, им оказался некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян. На суде он сознался в том, что украл икону из-за ее богатого оклада, а сам образ сжег в печи. Действительно, были найдены куски обгоревшей ткани и драгоценности, украшавшие образ. Но впоследствии сам Чайкин, находясь в заключении, говорил о том, что икону он передал человеку, имени которого он открыть не может даже под угрозой смерти. Так родилась легенда о том, что икона хранится у старообрядцев. Одну из версий, где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы, можно прочитать в статье «Тайна явленного Образа».
Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.
Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ Алимпию (Гусеву) и Андриану (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.
Явление чудотворной Казанской иконы Богородицы
После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большинство домов в русской части города, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону
Девочка рассказала родителям о чу́дном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону
Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа — радостная весть облетела город. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых людей вновь обрели зрение.
Свидетелем чудесного явления иконы Богородицы и совершавшихся исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген. Он так описывает это событие:
Предполагаемое место обретения чудотворной иконы в г. Казани
Сначала праздник был местным, праздновался лишь в Казани, но постепенно многочисленные списки (копии) с обретенного образа и его почитание распространились по Русской земле: «летняя Казанская», как его называют в народе, стал общецерковным. Праздник посвящен обретению иконы пресвятой Богородицы во граде Казани и отмечается 21 июля.
Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси
В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.
Казанский Богородицкий монастырь на гравюре Э. Турнерелли. Начало XIX века
Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы. В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда еще деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва). Найденов Н. А. 1883 г.
Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов, а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум.
Казанский собор на Красной площади. Построен в 1990-х. Современный вид
В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.
Храм иконы Казанской Богородицы в Коломенском. Современный вид
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Муроме Владимирской области. Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви датируется 1574 годом. В 1630 году церковь сгорела. Спустя некоторое время храм был построен заново. Церковь была закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 года, снесена в 1936 году.
Казанская церковь в Муроме
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена надвратная церковь Троицкого монастыря в г. Муроме Владимирской области. Церковь была выстроена в 1648 году. Размеры церкви миниатюрные. В плане она в два раза меньше, чем Троицкая церковь. Наружный размер, включая и алтарную часть, составляет всего 2,5 сажени. Однако благодаря тому, что церковь приподнята над «вратами», выполняющими роль парадного входа в монастырь, а также благодаря необычной для этого времени шатровой композиции, Казанская надвратная церковь не уступает Троицкой.
Казанская церковь Троицкого монастыря в Муроме
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, на Большой Дмитровке. В середине XVII века в Георгиевском монастыре появилась вторая, «теплая», церковь — в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами святого Алексия человека Божия и святой Екатерины. Храм датируется 1652 годом. Храм уничтожили в 1935 году и на его месте построили четырехэтажное типовое здание школы.
Казанская церковь в Москве, на Большой Дмитровке
В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области. Церковь была построена в XVII веке. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году.
Казанская церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области
Гадание на праздник Казанской Божьей Матери 2020 года
А девушки устраивали гадания на Казанскую:
- на суженого: приносили горсть снега в дом и, когда тот растает, смотрели, что в нем было: щепка – к богатому мужу, камешек – с дурным нравом, веточка или соломинка – простой работяга, волос – к мужу доброму, может, священнику, а если ничего – в этом году сватов уже не ждали;
- на желание – ложились в утренний снег, аккуратно вставали и уходили без оглядки. Спустя какое-то время возвращались и смотрели на контуры: ровные края – быстро сбудется, осыпались – не скоро, потоптался кто-то – к чужим козням и помехам, не осталось уже следа – неисполнимо то пожелание.
А вообще считалось, что верный способ обрести любовь для девушки – провести специальный ритуал на Казанскую на скорое замужество. Для этого нужно купить и поставить иконе Божией Матери сразу две свечи со словами: «Как свечи ярко горят и рядом стоят, так и жизнь моя будет яркой, а рядом будет достойный спутник. Аминь».
Советуем прочитать
Когда квасить капусту в декабре 2020 году по лунному календарю
Когда квасить капусту в ноябре 2020 году по лунному календарю
Когда квасить капусту в октябре 2020 году по лунному календарю
Затем трижды крестились, иконе кланялись и молча, ни с кем не заговаривая, шли домой.
История церковного праздника почитания Казанской иконы Божьей Матери 21 июля 2020 года
Данная история датируется 16 веком нашей эры. Именно 21 июля произошло событие. Возле Казани произошёл пожар. Он уничтожил несколько районов. Одной девочке приснилась во сне Богородица. Святая поведала, где спрятана икона. Девочка, проснувшись, рассказала людям о своём видении. Однако ей не поведали. Тогда святая явилась во сне 3 раза. Всё время она указывала на одно и то же место, где находилась икона. После этого мама девочки согласилась сходить на место, указанное во сне. Там они и обнаружили икону, которая не пострадала от пожара.
Икону с почестями перенесли в храм. Однако после этого сразу перевезли в Благовещенский собор. Во время службы свершилось чудо. Слепые люди, которые находились в соборе, прозрели. На месте, где была найдена икона, со временем воздвигли храм. За своё время существования образ путешествовал. Она сопровождала воинов во время походов, а также штурма Москвы.
Икона уцелела во времена Второй Мировой войны. Её прятали в храмах. Она также попадала под бомбёжки, но уцелела. После войны икона участвовала в крестном ходе. На образ также случились покушения. Её несколько раз пытались украсть. Однако служба охраны сработала моментально, и воры были задержаны.
Предпосылки праздника, отмечаемого ежегодно 21 июля
Распространение православия на казанские земли было неотъемлемой частью завоевания местного народа. Но больше всего, по мнению духовных лиц, поспособствовало чудо, связанное с иконой Богородицы. Необычное событие произошло на территории Казани, что и послужило причиной для появления одноименной приписки к этому лику Богоматери. Саму же икону стали считать чудотворной, приписывая многочисленные исцеления больных как душевно, так и физически.
Историки отмечают, что распространение Слова Божья на казанских землях давалось Церкви непросто простои из-за того, что тут из поколения в поколения прививались другие принципы веры. Большинство местного населения придерживались либо мусульманства, либо исповедовали различные виды язычества.
Явление лика связано с пожаром, который быстро распространился по городу, унеся жизни жителей, а также уничтожая имущество.
Приверженцы мусульманства пришли к выводу, что таким способом Аллах наказал тех, кто решил перейти на сторону христианства, которое активно прививалось среди жителей Казани. На деле же произошедший пожар послужил лишь знамением, предупреждающим о том, что ислам скоро будет искоренен в городе, а место его займет Слово Божье.
История праздника.
Ежегодно 4 ноября весь православный мир отмечает прекрасный осенний праздник День Казанской иконы Божией Матери. Он был основан, как символ окончания Смутного времени 1612 года, когда Москва и Россия были освобождены от жестокости польского войска, которое господствовало на русской земле. Солдаты разрушали храмы и святыни, убивали людей, сжигали целые города и поселки. Ополчению, которым командовал Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, было прислано икона Пресвятой Богородицы из города Казани. Именно с ней и под ее покровительством поляки были повержены и изгнаны из русской земли. Это Смутное время трагическими событиями вписало себя в историю великого государства, кризис экономики, управления и конец первой династии Рюриковичей, все это происходило в одно время. Ополчение и их предводители верили в то, что все это людям было послано за их грехи. Поэтому, когда была прислана икона Богородицы, все войско приняло решение поститься 3 дня, вознося свои самые искренние и честные молитвы к Божией Матери и Господу, прося их заступничества и помощи в святом – изгнании из своей земли врага. Молитва была услышана, и войско действительно смогло победить, была ли это помощь господа или просто человеческая вера, сказать точно никто и никогда не сможет, но именно после этого Казанская икона Божией Матери стала святыней всего народа.На самом деле история этой реликвии началась не после победы русских над поляками, а во время страшного и разрушающего пожара 1579 года, когда в огне сгорел практически весь Казанский Кремль и значительная часть всего города. Много часов на всю округу разносился плач детей и женщин, пока огонь уничтожал их дома. На месте выгоревшего пепелища нужно было до прихода зимы, возвести новые дома. Даниил Анучин был одним из стрельцов, кто тоже остался без крова, его дочь рассказала сон, в котором видела Божию Матерь, что велела ей из-под завалов на пепелище достать икона со своим ликом. В историю девочки родители поверили, только после того, как сон ей явился в третий раз. Они отвели ее к митрополиту, который сказал, что сон был вещим. Духовенство начало искать поиски святыни, но все их попытки закончились неудачно. Икону нашла сама девочка. Окружающие видели, как Матрона целенаправленно подошла к завалам и практически сразу достала оттуда завернутую в полотно икону. А образ Божией Матери был, как будто только что нарисован, она излучала свет и сияние.Весь город очень быстро узнал о чудотворной иконе. Начали съезжаться священнослужители из окрестностей города. В храме святителя Николая архиепископом Иеримием был проведен торжественный молебен, а после это икона была перенесена в храм, который построил Иоанн Грозный, это был первый православный храм во всей Казани – Благовещенский собор. Люди выходили на дорогу, во время крестного хода, радостно и приветливо встречали новую святыню, которая оказалась чудотворной, потому что во время этого хода 2 слепых человека, прозрели. Это исцеление стало одним из списка тех чудес, которым еще долго верующий будет радовать Божия Матерь. Иван Грозный узнал о чудесах исцеления, что даровала икона и в знак своей признательности и почтения, перед господом и Божией Матерью повелел построить Казанский собор, а при нем основать женский монастырь. Очень скоро в нем примет постриг Матрона со своей матерью, посвятив свою жизнь служению господу.
История летнего праздника
Итак, шестнадцатый век от Рождества Христова, Русь завоевала Казанское ханство, тем самым, прекратив многовековые набеги на землю русскую. Завоевание дало толчок развитию христианства – на присоединенных землях увеличивается количество паствы, для которых строятся новые храмы.
В 1579 году из-за сильного пожара Казань практически сгорела дотла.
Новоявленные христиане еще не были крепки
в вере и данную катастрофу восприняли как свое наказание свыше за отказ от
прежней веры – ислама. Это привело к тому, что многие новообращенные утратили
силу духа, что привело к колебаниям и размышлениям о возврате в старую веру.
К счастью Царица Небесная не допустила
такого шага, явив свой лик в иконе. Это укрепило дух верующих и обратило к
православию колеблющихся.
Пречистая Дева явилась во сне к девочке
Матроне и указала место нахождения иконы с повелением найти её. Девочка
рассказала родителям, но первоначально ей не поверили. Да и кто бы поверил
рассказу десятилетнего ребенка о том, что ей во сне является Богоматерь и велит
искать икону на пепелище. Но сновидения продолжались, и взрослые решили
проверить слова девочки.
Как и указывала Богородица, ее образ
отыскали на пепелище одного из домов, сгоревших дотла. Он был завернут в кусок
сукна, и находился неглубоко под землей.
Святитель Ермоген с новоявленным образом
Раскрыв ткань, люди были ошеломлены –
икон, выполненных в таком стиле, им еще не приходилось видеть.
К тому же нахождение под землей не
сказалось на образе – он был светел, краски казались свежими. По словам
патриарха Гермогена, он «сиял».
Обретенный образ со всеми почестями доставили в ближайший храм – им оказалась церковь Николая Тульского. И во время торжественного хода летописцами была зафиксировано первое чудо – двое слепцов, участников шествия, удивительным образом обрели утерянное зрение.