Традиции и обряды
Никаких особенных обрядов в этот день не предусмотрено. Верующие люди ходят в церковь на молебен, зажигают свечи в доме рядом с иконой Богоматери, особенно если имеется икона «Знамение». Также в этот день люди традиционно присматриваются и прислушиваются к знакам, которые появляются в их жизни. Считается, что именно 10 декабря эти знаки становятся более явными. Они предупреждают, защищают и отводят беду. Ведь первое знамение Пресвятой Богородицы уберегло от опасности и спасло жизни людей в целом городе. Именно поэтому принято считать, что знаки, появляющиеся в этот день, защищают от крупных проблем, бед и неприятностей
Важно, не просто увидеть такие знаки, но и правильно их понять. Для этого необходимо отрешиться от своих проблем и внимательно слушать себя
Учитывая, что чудесное спасение, которое явила Божия матерь в далеком 1170 году, являлась заступничеством в период братоубийственный войн, многие ее почитают как заступницу. В этот день принято возносить молитвы этой иконе для разрешения внутренних распрей между родственниками. Равно, как и просить помощь Богородицы в несправедливых ситуациях, когда один родственник обижает другого.
Считается, что данный праздник, также как и икона помогают сохранить мир внутри семьи, а также защитить кого-либо от козней, интриг и гадостей со стороны других людей.
Особенное значение этот день имеет для женщин, которые не могут зачать ребенка. Бездетные обращаются не к иконе «Знамение», а к образу Романа Чудотворца. Его сила вместе с чудотворством Богородицы помогает избавляться от бездетности.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед Собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в ХI–ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского
Многочисленные списки с иконы «Знамения» известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся иконы Дионисиево-Глушицкая,
Празднование |
Почему гюмрийскую икону Божией матери «Семь ран» почитали даже мусульмане
Причиной установления святыни в Мармашене могло быть то обстоятельство, что в Гюмри той поры не было крупных, благоустроенных церквей. Тем временем, в другом крупном духовном центре Ширака, Аричской церкви, еще в 1830 году с переселенцами из Карса обосновался архиепископ Степан, который быстро восстановил церковь и скоординировал вокруг себя духовную жизнь всего Ширакского района. Воспользовавшись своей ролью гегемона и ссылаясь на те факты, что Мармашен расположен недалеко от границы и населён еще не до конца обосновавшимися, социально уязвимыми переселенцами (которые составляли весомую часть паствы), архиепископ Степан добился переведения иконы «Семи ран» из Мармашена в Арич. Это произошло, несмотря на массовые волнения и трехдневное сопротивление мармашенцев и гюмрийцев. Руководствовался аричский епископ, конечно же, не душевными порывами, а материальной выгодой: он прекрасно понимал, что чудотворная икона потянет за собой тысячи паломников со всего Ширака, а значит, и щедрые пожертвования. По свидетельствам источников, с появлением иконы в аричской церкви роль последней стремительно возросла. Примечательно, что икону почитали как святыню и каждое воскресенье с щедрыми пожертвованиями ходили к ней в паломничество даже населявшие районы близ Арагаца езиды, курды, турки и кавказские татары (азербайджанцы), называвшие святыню «Мэрьем-Ана» .
Чудотворная реликвия оставалась в Ариче до ноября 1851 года. Священный синод Эчмиадзина направил письмо настоятелям Арича с приказом временно передать икону «Семи ран» в первопрестольную Армянской церкви, так как тяжело больной католикос Нерсес V желает приложиться к ней. Согласно другой версии, реликвию вывозят в Эчмиадзин для молитвы о спасении близлежащих районов от засухи. Однако обе эти версии, скорее всего, служили прикрытием для истинной и окончательной цели, которую преследовала Апостольская церковь. В 50-е годы в Александрополе, ставшем административным центром Ширака, действовали пять русских православных, одна греческая православная, одна католическая церкви и общины, роль которых со временем (в силу политических обстоятельств) могла возрасти. Чтобы подчеркнуть и зафиксировать главенствующую роль Армянской апостольской церкви, необходимо было переместить духовный центр Ширака из Арича в Александрополь, выстроив в нем новые церкви и установив в них святые реликвии, которые сплотили бы вокруг себя верующих всего региона. Именно такой реликвией была икона «Семи ран». Однако Синод опасался, что неожиданное перенесение иконы из Арича может вызвать новую волну протестов и недовольства населения, как это было в свое время при вывозе иконы из Мармашена. Надо было найти правдоподобный повод для ее «временной» передачи в Эчмиадзин, а потом, когда страсти улягутся, перевезти ее в Александропольскую церковь. В данном случае такой весомой и обоснованной причиной прослужили факты болезни католикоса и засухи в Эчмиадзине. Намерения католикоса уже предугадываются в той части письма Синода, в котором говорится, что после возвращения иконы из Эчмиадзина она «временно» должна быть установлена в церкви Пресвятой Богородицы Александрополя.
Историческая справка
В годы предводительства Андрея Боголюбского в город Новгород пришли князья с целью завоевать его. Горожане стали молиться Господу и просили у него защиты. После трех ночей молитв архиепископ Илия во сне услышал голос, который призывал его взять икону с изображением Девы Марии Матери Божьей в храме Спаса Преображения и установить на городской стене. В день жестокой битвы стрела врага попала в святое изображение Богородицы, и люди увидели, как в ее глазах появились слезы.
Это послужило знамением и новгородцы, уверовав в помощь Святой, победили недоброжелателей. В честь своей Заступницы в городе был проведен праздник, который люди назвали Знамением Богородицы.
Традиция праздновать Знамение Богородицы сохранилась и сегодня. Православные верующие его отмечают 10 декабря.
Также доказательством того, что значение иконы «Знамение» Божьей Матери заключается в ее чудодейственной помощи, считается событие 1611 г., когда в город ворвались шведы прямо во время службы в Знаменском соборе. Враги хотели завладеть новгородским собором, но стоило им приблизиться к нему, их отбрасывало невидимой силой. Но они не уступали и снова пытались войти в храм Божий, но та же неведомая сила снова откидывала их. После этого шведы отступили и покинули город.
Молитва Владимирской иконе Божией Матери
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»
Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.
Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).
Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…
. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.
Там же, с. 407-408.
Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:
- Как разобраться в изображениях креста?
- Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас
Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
Примечания:
Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. — Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995.
Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …
Там же, с. 303.
Два праздника в один день
Впервые День города в Курске отпраздновали в 1988 году 18 сентября, в воскресенье. Отметили городской праздник демонстрацией, спортивными состязаниями и концертами художественной самодеятельности.
В последующие годы День города приходился на разные числа, но всегда – на четвёртое воскресенье того же месяца. Даже в городском Уставе это до сих пор зафиксировано: пункт 3 статьи 9 устанавливает, что День города Курска является городским праздником, который ежегодно отмечается в сентябре. Вот так, без конкретной даты, только месяц, который закрепился в качестве традиции.
Мы спросили историка и краеведа Юрия Озерова, с чем, по его мнению, связано назначение привычной курянам даты для городского праздника. Вот что он ответил:
«День города у нас был привязан к 25 сентября, потому что, во-первых, это дата в церковном календаре отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, когда традиционно из Коренной пустыни приносится в город наша святыня – Курская чудотворная икона Божией Матери Знамение. Напомню, что в Смутное время именно перед этим образом (тогда у жителей был список, так как оригинальная икона была в Москве) молились куряне о спасении города в 1612 г., что в итоге и произошло, осаждающие ушли. Поэтому крестный ход как событие не только церковное, но и историческое, объективно должен был бы работать и работал на усиление праздничного эффекта.
Кроме того, привязка Дня города была обусловлена, очевидно, и оптимизацией рабочего времени и ритма жизни города. С точки зрения муниципального менеджмента в один день целесообразнее провести два праздничных мероприятия, заточенных на общую историческую память, чем посвящать каждому памятному событию свой день. Таким образом минимизировались праздничные издержки, вроде, например, перекрытия движения на улицах, особого режима патрулирования и т. п.».
Действительно, старинную традицию, прерванную после Октябрьской революции, возобновили в 1991 году. Тогда снова стали проводить крестные ходы с иконой «Знамение» Курская-Коренная. Летом образ отправляется из Знаменского собора в Коренную пустынь, а осенью – обратно. Осенний крестный ход приурочен к одному из важнейших православных праздников – Рождеству Пресвятой Богородицы, который приходится на 21 сентября.
«Двунадесятные праздники длятся не один день, и Рождество Пресвятой Богородицы – как раз такой большой праздник. Поэтому, хотя в календаре и стоит дата 21 сентября, крестный ход с иконой «Знамение» Курская-Коренная проводится 25, и он приурочен к этому празднику», – объяснил «КИ» расхождение дат протоиерей Сергей Клинцов, руководитель отдела Курской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Близость дат светского и церковного праздников давно уже вызывала предложения отмечать их в один день. Как рассказала Людмила Штукина, редактор газеты «Курские епархиальные ведомости», в своей книге «Быть светом миру», посвящённой жизнеописанию архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия, владыка был одним из инициаторов такого объединения.
«Праздник города Курска проводят когда хотят. Я несколько раз предлагал городским властям праздник города Курска проводить 25 сентября, когда икона Богородицы возвращается крестным ходом из Коренной пустыни в Знаменский собор. Во все века город, празднуя и ликуя, встречал Чудотворную. И сегодня у этого праздника должен быть глубокий духовный смысл и связь с историей, а не одни развлечения и танцы. Благодаря иконе Богородицы Курск возродился и существует до сих пор, потому что Божья Матерь непрестанно молится обо всех нас. Будем же и мы благодарны и преданны святоотеческим традициям своего народа», – говорил Ювеналий в интервью газете «Курская правда» в 1994 г., когда День города в четвёртое воскресенье сентября совпал с днём крестного хода.
И эта идея нашла сторонника в лице губернатора Курской области Александра Руцкого – он смог убедить городские власти в том, что надо назначить датой празднования Дня города именно 25 сентября. В первый раз отметили городской праздник в будний день в 1999 году.
Семистрельная икона Божьей Матери: самая сильная молитва
Молитва — это общение конкретных людей друг с другом. Одни еще на земле, а другие умерли, но прожили жизнь так, что слава о них и вера в них жива. Вера, что Божественные посредники — это наши ходатаи, адвокаты, голос которых ценен. И главная ходатаица — это Божья Матерь, которая на образе Семистрельная является воплощением всепрощения, бесконечной милости и любви.
Тропарь и кондак иконы Божьей Матери Семистрельная
Тропарь, глас 5-й: Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши. Hа Твой святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.
Кондак: Избранной Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Его же даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.
Семистрельная икона Божьей Матери: молитва
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молиться можно, и иногда даже нужно, своими словами. Особенно, когда есть что сказать. Но также не стоит забывать опыт соборных молитв, которые одними словами читаются всеми христианами. Они создают некий молитвенный хор, который также приятен на небе.
Любовь — это самое святое, что есть в нашей жизни. И любовь материнская — сильнейшая из всех ее разновидностей. Понимая от чего помогает Семистрельная икона Божьей Матери в повседневной жизни — в минуты скорби и печали, тесноты душевной, отчаяния, когда нас обижают, — мы обращаемся к той, которая любит, и терпит, и ждет. Ждет для молитвы и общения, ждет, чтобы мы принесли к ней все свои горести и печали. Рассказали, как на духу, все, что лежит камнем на сердце. И мы приносим к ней опасения, надежды, жалобы, просьбы — и получаем утешение.
Приметы о десятом дне зимы
Как и на Юрьев день, на Романа слушали колодцы. По характеру шума судили о том, как пройдет следующий год. Услышавший звон будет богатым. Тишина предупреждает — никаких изменений в жизни не будет. Если случайно уронить горсть монет в сугроб, можно узнать о материальном положении в следующем году. Первой попадется мелкая монетка — к бедности, крупная — на прибыль.
Рыбацкие приметы не советуют отправляться на промысел 10 декабря — клева не будет. Со Знамения рыба прячется в омут на всю зиму. В некоторых местах, наоборот, начинается сезон подледной рыбалки. Идет на нерест сиг, ряпушка и налим. Попадается щука с икрой — к дождливому апрелю.
В Романов день можно работать, если погода хороша для зимы. В оттепель нельзя шить, вязать и ремонтировать вещи — можно зашить (заколотить, завязать) тепло, и тогда урожай озимых погибнет.
Ветер с севера на рассвете — хорошая примета. Нужно выйти из дома и встать лицом к нему. Вместе с северными ветрами уйдут все проблемы. Говорить ничего при этом не нужно. Заодно можно предсказать погоду по цвету рассвета. Багряное начало дня предвещает похолодание, малиновое — ветер.
Дым из трубы идет вверх — к морозу, пригибается к земле — к оттепели. Яркие звезды можно увидеть перед морозом, тусклые — перед оттепелью. Коровы часто фыркают и громко сопят — скоро похолодает. Воробьи шумят — потеплеет.
10 декабря — православный праздник в честь иконы Знамение и святого Романа. Его традиции тесно связаны с сезонными работами, охотой и рыбалкой. Зная народные приметы о десятом дне зимы, можно предсказать погоду и свое будущее.
Молитвы
Молитва перед иконой «Знамение»
Тропарь, глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.
Молитва перед иконой «Знамение»
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.
Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.
Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
10 декабря — престольный праздник Знаменского храма в Суздале
Не забываем, что 10 декабря — это престольный праздник Знаменского храма в Суздале, в котором служит настоятель нашего прихода, Пророка Божия Илии в селе Янёво, иерей Алексей Чесноков. Ждём всех на праздничное Богослужение!
Ась? можно, а что нельзя делать в праздник иконы Богородицы «Знамение»?
Разрешённые поведение:
- Верующие отправляются в церковь, где выстаивают праздничную службу.
- Обращаются вслед за помощью к Высшим силам, прося исцеления от недугов, защиты ото злых людей, примирения с врагами, любви и гармонии в семейных отношениях.
- Христиане должны останавливаться Рождественского (Филиппова) поста, который начался ещё с 28 ноября и длится накануне 6 января.
- Если в вашем городе есть список с иконы «Знамение», так сходит 10 декабря поставить перед ним свечку.
Что производить запрещено?
- Под строгий запрет попадают ссоры, бурные выяснения отношений, бранные слова. Нельзя обижать других людей.
- Запрещается тяжёлой физической работой, а женщинам вновь и рукоделием – шитьём, вязанием.
- Мужчины не ходят в этот день бери зимнюю рыбалку, так как рыба уходит на дно.
- Приставки не- стоит в праздник иконы Богородицы «Знамение» отправляться в гости, лучше обставить его в кругу самых родных и близких.
- Нельзя думать плохо о других людях, вожделеть им зла мысленно или словами, гневаться, завидовать.
Некоторые особенности богослужения
Совершается поминовение усопших.
На утрене:
Вместо Бог Господь поется Аллилуиа на
2-й глас с заупокойными
стихами и тропарями.
Поются «Непорочны» (17-я кафизма-118 псалом),
разделяемая на 2 статии, В обычной практике на пение
«Непорочны» священник и диакон через царские
врата выходят на середину храма к заупокойному столу
(тетраподу, или «кануну»).
1-я статия:начинается пением
Блажени непорочнии (поются первые два
стиха). Священник читает псаломские стихи, в это
время хор к каждому стиху поет тихо припев:
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием
Твоим.
После первой статии произносится ектения об усопших (малая
заупокойная ектения).
2-я статия начинается с 94 стиха
— Твой есмь аз. Хор припевает к читаемым
стихам второй статии Спасе, спаси мя.
После второй статии сразу же поются тропари по
Непорочных: Святых лик обрете источник
жизни с припевом:
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием
Твоим. Затем произносится заупокойная ектения, и
поется седален: Покой, Спасе наш.
На каноне, после 6-й песни — заупокойная ектения,
кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси, Бессмертный.
Читается вседневное славословие.
Совершается Литургия свт. Иоанна
Златоуста.
По входе c Евангелием — тропари: Апостоли, мученицы и
пророцы, Помяни, Господи, яко
Благ, Слава,
кондак: Со святыми упокой, И ныне,
Богородичен: Тебе и стену и
пристанище.
Прокимен дня, глас 8: Веселитеся о Господе и
радуйтеся, праведнии.: Стих:
Блажени, ихже оставишася
беззакония: и заупокойный, глас 6: Души их во
благих водворятся.
Причастен: Радуйтеся праведнии о Господе, правым
подобает похвала и Блажени, яже избрал и приял
еси, Господи, и память их в род и род.
История праздника
Иконы Божией Матери, известные как «Знамение», называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта.
Списки
На Руси были известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них почитаются как чудотворные и названы по месту, где свершилось чудо: Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая.
- Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои. На груди Её, на фоне круглого щита — благословляющий Божественный Младенец (Спас-Эммануил). Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Её иконописных образов.
- В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростёртыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Её коленях. Это изображение относится к IV веку.
- Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
Иконы Божией Матери, известные как «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Знамение 1170 года
В 1170 году великий князь суздальский Андрей Георгиевич, заключив несправедливый союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными войсками для покорения города. Стеснённые осадой, жители Новгорода вскоре поняли, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь храмы Божии наполнялись рыданиями и молениями о небесной помощи. Третью же ночь добродетельный архиепископ Новгорода Иоанн стоял перед иконой всемилостивого Спаса на молитве об избавлении от осады. Наконец молитва его была принята Богом. Архипастырь услышал голос, повелевающий ему вынести из церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улице, икону Богородицы и поставить её на стене града.
Обрадованный святитель послал избранных лиц из своего клира, дабы они принесли икону Богоматери в соборную церковь. Но, при всех усилиях их поднять икону Владычицы, она осталась неподвижной. Узнав об этом, архиепископ сам отправился в указанную церковь и упал в слезах перед иконой Богоматери. Во время молебного пения, когда возглашена была песнь: «предстательство христиан непостыдное», — внезапно святая икона Владычицы подвиглась сама собою. Предстоящий народ в ужасе воззвал: «Господи, помилуй!». Архипастырь принял святую икону в свои руки и вынес её на стену града.
Между тем враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её потекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
Установление праздника
В честь воспоминания о чудесном заступничестве Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник Знамение Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для неё был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
После революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. 15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Русской православной церкви из Новгородского музея-заповедника.