Трипитака: содержание
Итак, в Трипитаке собраны шабаш известные проповеди великого Будды, которые запомнили его ученики. Книги были красиво оформлены в I веке до нашей эры, но само учение существовало вторично до своей записи в книгу.
В первой книге под названием Винайя-питака записаны миросозерцание для общины монахов. Она состоит из пяти разделов:
- урегулирование буддийской общины;
- правила приема в общину;
- правила поведения монахов в общине;
- нравственный кодекс монахов;
- правила поведения монахов с мирянами.
В итоге, книга регламентирует содержание в монастыре в мельчайших подробностях. Эти тексты помогают монахам гармонично сформировать свою жизнь в общине и быстрее достичь состояния просветления. В переводе держи русский слово «винайя» обозначает «устав».
Вторая фолиа Сутра-питака представляет суть учения Будды, которое записано в виде:
- диалогов;
- притч;
- афоризмов;
- поэтического повествования;
- комментариев.
Сутра получи санскрите обозначает главный текст буддизма. В этих сутрах (их тираж составляет 10 000) записаны проповеди Будды, истории из его подлунный жизни и жизни первых монашеских общин. Также в этой книге записаны тутти воспоминания о прошлых воплощениях Будды. Как только Будде удалось догнать просветления, ему открылись тайны его прошлых воплощений. На основе историй с прошлых жизней Будда проиллюстрировал неумолимость кармического закона.
Считается, аюшки? авторство текстов принадлежит как самому Будде, так и его близким ученикам и последователям. Равным образом содержание книги раскрывает как жизнь самого учителя, так и его учеников: кое-какие сутры посвящены именно им.
Третья священная книга Абхидхарма состоит изо семи разделов, в которых разъясняется философия учения Будды. Это принципиально некоторые по содержанию тексты, не похожие на писания двух предыдущих книг: они написаны в форме комментариев. Комментарии помогают как можно лучше понять принципы учения, так как записаны доступным для понимания языком (за исключением. Ant. с аллегорий и притч).
Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Мандала Васудхара. Непал, 1777 год
В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное средство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.
С точки зрения последователей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презрительно называют хинаяной, то есть «малой колесницей», — ведь оно предполагает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаянисты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добровольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.
Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущественно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.
Что такое буддизм и как он зародился
Духовный лидер Тибета Далай-Лама отметил, что каждое живое существо хочет быть счастливым. Будда же выступает наставником, а вот учителем является сам человек. Итак, задача Будды – показать тебе правильный путь.
Буддизм – это религиозно-философское учение, которое берет свое начало еще 2,5 тысячи лет назад. По всему миру буддистами являются примерно полмиллиарда человек. Больше всего их в Китае, Таиланде, Японии и Мьянме.
Буддистами являются примерно полмиллиарда людей по всему миру
Создание буддизма связывают с появлением на свет принца Сиддхартха Гаутамы. По легенде, молодой принц увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, труп и отшельника. Осознание того, что такой конец ждет всех людей, и его в том числе, подтолкнуло Гаутаму к решению пойти по пути монаха и отстраниться от всего.
Часть легенды
Он медитировал под деревом и пообещал себе не вставать до тех пор, пока не найдет пути к прекращению страданий, то есть к просветлению. Это дерево теперь называется деревом Бодхи и оно является одним из главных символов буддизма. Гаутама достиг просветления, и с тех пор его начали называть Буддой, то есть тем, кто «пробудился».
Это история рассказывает о трансформации обычного и наивного отношения к своей жизни в нечто такое, что хочет знать всю правду в целом, – объяснила поэтесса Джейн Хиршфилд.
Буддисты вегетарианцы или нет?
Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал
Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — предполагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегетарианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об олене и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетарианством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.
другие религии
11 вопросов про иудаизм
Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы
11 вопросов про ислам
Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки
Частые вопросы о православии
Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Зверь дня
ГолубьЗапах дня
Лошадиный навозХайку дня
Басё о разлуке
Архив
Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.
В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
- Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
- Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
- Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
- Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Комплекс буддийских храмов
Восьмеричный путь спасения предполагает:
- правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
- правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
- правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
- правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
- правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
- правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
- правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
- правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Издания Трипитаки
Корейская Трипитака XI века на дощечках середины XIII века — одно из национальных сокровищ Кореи
По мнению доктора исторических наук А. А. Маслова, наиболее полным изданием следует считать японское 55-томное собрание «Тайсё синсю Дайдзокё» («Трипитака годов Тайсё»), изданное в 1922—1933 гг. и переизданное в Токио в 1968 году. Издание состоит из следующих томов:
- Индийская часть:
- тома 1—21 включают в себя сутры с проповедями Будды;
- тома 22—24 — перевод монастырских уложений и монашеских правил;
- тома 25—29 — переводы Абхидхармы;
- тома 30—31 — переводы текстов Виджнянавады (Йогачары) и Мадхьямики;
- том 32 — перевод шастр.
- Китайская часть, составленная китайскими учителями:
- тома 33—43 — комментарии китайских учителей на сутры;
- тома 44—48 — трактаты школ китайского буддизма;
- тома 49—52 — разнообразные исторические записи, биографии известных учителей разных школ, тексты о паломничествах и полемике школ;
- тома 53—54 — энциклопедия основных понятий буддизма;
- том 55 — каталог сутр.
По другим данным, издание «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё» (Дачжэн синьсю дацзанцзин, 大正新修大藏经) от 1924—1934 годов включает в себя 85 томов, содержащих 2920 текстов, и 12 томов изображений. Данная Трипитака существует в электронном виде на китайском языке на сайте www.fodian.net.
В 1982 году началось составление «Китайской большой Трипитаки» (Чжунхуа дацзанцзин, 中华大藏经). В 1997 году было издано 106 томов данного издания. Всего запланировано 220 томов, включающих в себя более 4200 текстов, собранных из ранних изданий Трипитаки на тибетском, китайском, маньчжурском и монгольском языках. Данное издание в бумажной версии имеет высокую стоимость, а в электронной версии имеет плохое качество. Поэтому главным источником текстов китайского буддизма для буддологов остаётся «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё».
Структура
Первый раздел, Виная-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 227 правил поведения монахов и 250 правил поведения монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.
В Сутта-питаке (палийская редакция) собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде, реже его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.
Третий раздел, Абхидхамма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий (практически научный) анализ основных доктринальных положений Дхаммы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхамма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, возводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами. См. также Абхидхарма.
Три издания Трипитаки
В наши жизнь существует 3 издания священной книги:
- Палийский песнопения (на палийском языке);
- китайская трипитака;
- тибетская трипитака.
Палийский молитва используют в Тайланде, Лаосе, Бирме, Шри-Ланке и Камбодже. Китайский разночтение в ходу у жителей Японии, Кореи, Вьетнама, Китая. В России, Монголии и Тибете используют тибетский разночтение трипитаки.
В китайском варианте, в отличие от тибетского, меньше тантризма. В тибетском варианте чище текстов тибетских авторов. Палийский канон подвел итог развитию доканонического буддизма.
Положение о правильности вероучения был окончательно решен в Бирме (Мьянма) в конце XIX века. Была создана единая Трипитака, которую признают трендец три ветви буддийского вероучения. Текст священной Трипитаки высечен для мраморных «листах» (729 штук) и помещен в храмовый комплекс по-под названием Куто-до Пайя. Каждый мраморный лист находится в индивидуальном мини-храме. Сие культовое сооружение является священным для буддистов всех направлений.
Структура книги
Буддийский канон Трипитака стал основой для развития разных школ. На его тексты опираются создатели шести направлений этой религии. Первая корзина (часть) содержит правила для членов общины. В них описывается процесс приема в монахи, исповеди. Кроме того, часть текстов описывает, как следует поступать в тех или иных случаях. К примеру, правила жизни во время сезона дождей, ограничения в одежде и тому подобное.
Вторая часть, корзина поучения, состоит из высказываний учителей. Большую часть в ней занимают слова Будды и его учеников. Называется этот раздел Сутт-питака. Он содержит ценнейшую информацию о традициях Древней Индии, описывает жизнь Будды, его последних дней.
Абхидхама-питака – третья часть учения – философская. В ней описывается смысл буддийского учения о мире как порождения сознания человеческого. Считается, что написаны эти тексты значительно позже первых двух частей. Некоторые ветви буддизма не признают их божественными.
22)Учение о Четырех Благородных Истинах. Буддийская теория личности.
В основе буддийского учения лежат четыре
благородные истины.
Истина о страдании . Согласно буддизму,
страдание является фундаментальной
характеристикой существования. Все
уровни сансары пронизаны страданием.
Нет такой формы жизни, которая не была
бы подвержена страданиям. В буддизме
удовольствие не противоположно страданию,
а включено в него, являясь частным
случаем страдания. Например, человек
испытывает наслаждение и хочет продлить
его, и даже сделать постоянным. Однако
это невозможно, и потому уходящие
счастливые моменты, невозможность их
вернуть заставляют человека страдать.
Истина о причине страдания. Причина
страдания – влечение, желания,
привязанность .Согласно буддизму, в
основе жизни лежит влечение к приятному
и отвращение к неприятному. Влечение в
буддизме понимается максимально широко,
в него включается и отвращение как
оборотная сторона влечения.
Истина о прекращении страдания, т.е. о
нирване – санкр. Угасание. Несмотря на
то, что страдание пронизывает все уровни
существования, есть такое состояния, в
котором страданий нет. Это нирвана. На
вопрос о том, что такое нирвана, Будда
не давал прямого ответа. Нирвана не
является ни местом, ни субстанцией, но
особым состоянием. Нирвана трансцендентна
сансарическому опыту, в котором нет
ничего, что было бы подобным нирване. А
потому Будда и ограничивался общими
характеристиками нирваны как состояния,
свободного от страданий.
Истина о пути, ведущем к прекращению
страданий – о Благородном Восьмеричном
Пути. Весь буддийский путь делится на
три этапа – этап мудрости, этап
нравственности, этап сосредоточения.
Этап мудрости включает в себя две ступени
– правильное воззрение – усвоение
четырех истин и других базовых положений
буддизма. Правильная решимость – человек
должен твердо решиться следовать пути.
Этап нравственности включает в себя
три ступени. Правильная речь – воздержание
от лжи, клеветы, брани и сплетен. Правильное
поведение – Буддисты миряне принимают
пять обетов – ненасилие, отказ от дурной
речи, отказ от воровства, правильная
сексуальная жизнь, отказ от употребления
опьяняющих напитков. Данные обеты
направлены на улучшение кармы. У
буддистов- монахов таких обетов гораздо
больше, несколько сотен, а направлены
они уже на полное исчерпание кармы.
Этап сосредоточения предназначен для
монахов и заключается в постоянных
занятиях буддийской йоги. Правильное
усердие – развитие установки на
углубленное занятие йогическим
созерцанием. Правильное памятование –
развитие контроля над всеми психофизическими
процессами, постоянная осознанность.
Правильное сосредоточение – достижение
такой формы созерцания — самадхи, при
которой исчезают различия между
созерцающим субъектом, созерцаемым
объектом и самим процессом созерцания.
Правильная практика самадхи приводит
к освобождению.
Буддийская теория личности.
Важнейшей
буддийской доктриной является учение
об отсутствии индивидуального простого
и вечного Я. Буддизм
утверждает, что именно чувство «я» и
возникающая из него привязанность к
«я» есть источник всех прочих
привязанностей, страстей и влечений.
Отрицается
именно индивидуальное «я», личность
как сущность, простая и вечная,
тождественная самой себе субстанция.
Таковой буддизм не находит в нашем опыте
и рассматривает ее как иллюзорный
продукт ментального конструирования.
Буддисты отвечают, что личность есть
только имя для обозначения соединенных
в определенном порядке групп психофизических
элементов — дхарм. В буддийской традиции
они называются пятью скандхами. Это-
1)
группа
чувственного (рупа), то есть всего, что
относится к области чувственно
воспринимаемого и материального;
2) группа чувствований (ощущение приятного,
неприятного или нейтрального) —
ведана;
3)группа осознавания различий (круглое —
квадратное; белое — черное.), а также
формирования представлений и понятий —
самджня;
4)группа мотивирующих факторов —
волений и побудительных импульсов
(самскара); именно эта группа элементов
ответственна за формирование кармы
5)сознание как таковое (виджняна).
Сущность и положение религии
Гаутама решил, что начнет обучать других. Так появились «Четыре благородные истины», которые являются своего рода установками и базовыми учениями.
Что подразумевают «Четыре благородные истины»: – Дуккха. Она учит, что от страданий никуда не убежать, ведь они всегда возвращаются. – Дуккха самудая, которая рассказывает о причинах страданий. – Дуккха ниродха: учение Будды о том, как он достиг прекращения страданий. – Дуккха марга. Будда рассказывает другим, что избавиться от тревог можно Восьмеричным путем.
Это дорога, которая поможет постичь истинные знания
Учитель буддизма Серконг Ринпоче подчеркнул ,что «Четыре благородные истины» – это первые и важнейшие учения. Их можно трактовать по-разному, но суть одна. Если вам плохо, вы идете к врачу. При условии, что вы выполняете все его наставления, вы выздоравливаете. Так же и с учениями Будды.
1. Учение о непостоянстве.
Еще одно не менее важное учение в буддизме – анитья, то есть учение о непостоянстве. Эта доктрина о том, что в мире нет ничего вечного
Абсолютно все: и духовное, и материальное рождается, живет и умирает. Цикл жизни, каким бы он не был, рано или поздно закончится.
2. Учение о душе.
После анитьи идет анатман, то есть учение о душе. Если быть точными, то о ее отсутствии. Казалось бы, что буддизм сам себе противоречит, ведь согласно канонам религии, душа постоянно перерождается. Однако, как объясняют сами же буддисты, это учение трактуется как отсутствие стабильности внутри человека.
Когда вы закрываете глаза и пытаетесь задуматься о своем существовании, то к четкому осознанию прийти практически невозможно. Ведь человеческая душа и физическое состояние постоянно меняются.
3. Учение о страданиях.
Если сложить дуккху, то есть учение о страдании, анитью, учение о непостоянство и анатман, учение о душе, то вместе они образуют фундаментальные основы буддизма – «Три признака существования». В общем все наставления, учения и основы заложены в Трипитаке – это священные тексты буддизма. А те в свою очередь поделены на корзины.
Трипитака состоит из: – Винайя-питака (корзина дисциплин). – Сутта-питака (корзина проповедей). – Абхидхарма-питака (корзина высшей доктрины).
Трипитака – это священные тексты буддизма
Учитель буддизма Банте Силенанда добавил, чтобы постичь все учение буддизма мы должны практиковать три вещи: дану (щедрость), силу (нравственность) и бхавану (медитацию).
Зачем создавалась эта книга?
Буддисты довольно долго ограничивались устным творчеством. Точно никто ныне не растолкует, почему они решили записывать свои законы. Скорее всего, дело в росте населения. Число верующих увеличивалось, а это запускало процесс изменений текстов, приписываемых божеству. Священные книги религий мира (Веды, Авеста, Трипитака) создавались для того, чтобы сохранить, не утратить мудрости, доставшейся людям в древние времена.
Не секрет, что каждый человек по-своему воспринимает информацию. Особенностью устного творчества является переменчивость, коллективная работа по совершенствованию легенд. Один добавит слово, другой заменит более подходящим и так далее. А адепты Будды считали важным сохранить в неприкосновенности его высказывания. Возможно, так стало, когда возникла письменность. Предания и легенды перекладывали на пальмовые листья, дабы потомки прикоснулись к истине, словам, исходившим когда-то из святых уст.
Структура книги
Буддийский канон Трипитака стал основой для развития разных школ. На его тексты опираются создатели шести направлений этой религии. Первая корзина (часть) содержит правила для членов общины. В них описывается процесс приема в монахи, исповеди. Кроме того, часть текстов описывает, как следует поступать в тех или иных случаях. К примеру, правила жизни во время сезона дождей, ограничения в одежде и тому подобное.
Вторая часть, корзина поучения, состоит из высказываний учителей. Большую часть в ней занимают слова Будды и его учеников. Называется этот раздел Сутт-питака. Он содержит ценнейшую информацию о традициях Древней Индии, описывает жизнь Будды, его последних дней.
Абхидхама-питака – третья часть учения – философская. В ней описывается смысл буддийского учения о мире как порождения сознания человеческого. Считается, что написаны эти тексты значительно позже первых двух частей. Некоторые ветви буддизма не признают их божественными.
Абхидхама-питака
Третья, наиболее спорная, корзина представляет большой интерес для исследователя. В ней содержатся философские размышления о познании мира. Мы воспринимаем все через собственные ощущения. Согласно текстам, это и есть процесс создания всего сущего. То есть, воспринимая внешнюю информацию, человек влияет на нее. Все в этой вселенной взаимосвязано. Нельзя оставаться сторонним наблюдателем
К примеру, обратив внимание на растение или течение воды, вы уже начинаете взаимодействовать с процессом, влиять на него. В этой части книги разбираются религиозно-философские и этические вопросы буддизма
Все цитаты, содержащиеся в разделе, приписываются Будде. Однако некоторые школы не признают этого и относят третью корзину к неканонической литературе. Отсюда возникает длительный спор между ответвлениями буддизма. К примеру, Трипитака Тибета отличается от текста книги, принятого в Китае.
Исторические реалии
На самом деле палийский вариант священной книгиТипитаки, самый её ранний образец, составлялся несколько веков и был литературно оформлен больше чем через три столетия после смерти Будды. Произошло это на острове Ланкапримерно в 80 г. до нашей эры. Отождествление палийского Канона с вероучением буддистов с научной точки зрения некорректно.
Первые буддийские сутры записывались на пали, потому что он являлся одним из пракритов – языков, являющихся переходными от древнего санскрита к поздним индийским диалектам. Пали имел такой же фонетический и грамматический строй, как и язык древней страны Магадхи.
Более поздние сутры стали писать уже на санскрите как тхеравадины, так и махаянцы. Будда не одобрял этого, он хотел, чтобы адепты учения овладевали им на своём родном языке. Но бурное развитие новых индийских языков сделало невозможным иметь Канон в переводе на все из них.
Более простым путём явилось написание текстов на классическом литературном санскрите, понятном каждому образованному индийцу. Авторы произведений, относящихся к буддизму, в большинстве своём вышли из семей брахманов, и для них санскрит был родным с раннего детства.
До наших дней дошло небольшое количество сутр на санскрите, некоторые из них сохранились только частично. Но энтузиасты продолжали находить оригиналы текстов даже в прошлом веке, в частности, в тибетских монастырях. Из последних находок можно отметить текст «Абхидхармакоша», написанный великим индийским мыслителем и одним из основателей буддийской школы Йогачара Васубандху.
Есть ли у буддистов храмы?
Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX века
Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первоначально ступы строились как реликварии, в которых хранились и почитались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разновидностей ступ, и их архитектурный облик во многом зависит от региональных традиций: они могут быть полусферическими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хорошую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.
Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообразные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддийского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.