Поздние годы и фанатизм
Культ Астарты, богини весны, плодородия и любви, быстро распространился. Из Финикии в Древнюю Грецию, потом – в Рим, а затем и до Британских островов. Причём с годами он приобрёл несколько фанатичный характер. Поклонение этой богине проявлялось в оргиях, которые, как известно, осуждались пророками Ветхого Завета. Также ей приносили в жертву едва родившихся младенцев и детёнышей животных. Возможно, именно поэтому христиане называли её не богиней, а демоном-женщиной по имени Астарот.
Но и женский образ тоже был. Астарту называли также демоницей наслаждения, удовольствий и похоти, королевой духов мёртвых. Ей поклонялись, словно астральному божеству. Культ, сформировавшийся в честь богини, поспособствовал возникновению «священной» проституции. Из-за всех этих событий царя Соломона одолело помрачение, и он отправился в сам Иерусалим, дабы поставить богине-демонице капище (языческий храм).
Долгое время ветхозаветные пророки пытались бороться с её культом и делали это весьма ожесточённо. Даже в Писании богиню нарекли «мерзостью Сидонской». А в более поздней каббале её изобразили демоном Пятницы – женщиной, у которой ноги оканчиваются змеиными хвостами.
Богиня-звезда
Символами Астарты, что использовались народами уже несколько тысячелетий тому назад, были звезда и крест. Правда, выглядят они довольно своеобразно. Согласно преданиям, Астарта сама была звездой, упавшей с неба, а потому воплотила в себе свет Венеры (женское светило, символ нежности и любви) и Луны (символ тайн и «тёмной» сущности).
Если наложить две крестообразных звезды друг на друга, то мы и получим заветный знак Астарты. Что это? Та самая восьмиконечная звезда, что позднее стала священной для семитских народов.
Не менее древняя история и «креста» Астарты. В сирийских сказаниях есть история о том, что Астарот Гиеропольская – это сияющая звезда, появляющаяся с утренней зарей. На фресках её изображали женщиной с сияющим факелом в одной руке и жезлом-крестом – в другой. Со временем этот символ переняли египтяне, передав его своей богине Исиде, а крест необычной формы получил название анкха.
Астарта. Статуэтка из некрополя Хилла
Два лика Силы
Современные эзотерики редко дают однозначную оценку образам древних богов и демонов. Сила не может быть на 100% доброй или злой. Все зависит от того, кто и зачем обращается к ней за помощью.
По мнению магов, образ Матери Вселенной несет в себе не только созидательное начало, но и хаос, первобытную энергию похоти.
Если человек желает приумножить свою привлекательность и сексуальность, он может своими словами обращаться к божеству и просить его о помощи. Если же вам нужно наказать врага или приворожить чужого суженого, стоит обращаться к темной ипостаси. Желая покровительства бесовских существ, необходимо помнить: они возьмут с вас плату за помощь.
Демоны ада: список имен
Как видно, вопросов насчет демонологии существует много. Почти все из них имеют неоднозначные ответы. Есть ли что-то в этой псевдонауке определенное? Как ни странно, это имена. Так, знамениты демоны ада, список имен которых составляли демонологи: среди них есть те, которые известны из литературы даже тем, кто в общем-то далек в своей жизни от мистики, есть такие, которые напрямую связаны с библейскими событиями, а есть и те, которые могут весьма удивить своей необычайностью и в то же время подробной историей. Ниже представлен иерархический список демонов в демонологии.
- Люцифер (ивр. לוציפר; лат. Lucifer) (свет несущий) — Властитель Ада. После того как Люцифера низвергли с небес, его облик из прекрасного ангельского сменился на безобразный: красная кожа, рога и темные волосы. За его плечами огромные крылья, а каждый палец венчает остроконечный коготь. Сила дьявольская огромна, ему подвластно все в Аду, и все в нем ему поклоняется. С образом Люцифера связывают такие характеристики, как свобода (восстание), гордыня и познание. После падения с небес приобрел имя Сатаны. К грехам этого демона прежде всего приписывают попытку заполучить Божий престол, но также и то, что именно Люцифер подарил людям знание. В христианской демонологии его именем также является и Дьявол.
- Касикандриэра — жена Люцифера. Повелительница Ада. Упоминается в малом количестве источников.
- Астарот (лат. Astaroth; ивр. עשתרות) — первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве. Знаменитый Воланд, к примеру, во многом похож на Астарота. К характеристикам правой руки самого Сатаны причисляют возможность сделать человека невидимым, подарить власть над змеями, а также ответить на любой вопрос.
- Астарта (ивр. עשתורת) — жена Астарота. В некоторых источниках образы демонических мужа и жены сливаются в одного падшего ангела под именем Астарт. Написание обеих имен на иврите идентичны. Древние финикийцы называли Астартой богиню войны и материнства.
- Вельзевул (ивр. בעל זבוב, Beelzebub) — Повелитель мух, демон Власти, командует легионами Ада. Имя Вельзевула также небезызвестно: оно иногда также называется как еще одно имя Дьявола. Этот демон чрезвычайно могуществен и считается соправителем Люцифера. Вельзевула иногда отождествляют с грехом чревоугодия, путая его с другим демоном — Бегемотом. Быть может, это потому, что облики, принимаемые Повелителем мух, разнообразны: от трехголового демона до огромной белой мухи. Данное прозвище, в свою очередь, имеет две возможные истории: считается, что Вельзевул наслал с мухами чуму на Ханаан, также причина может быть такой, что мухи ассоциируются с мертвой плотью.
- Буфовирт — жена Вельзевула.
- Лилит (ивр. לילית, лат. Lamia) — первая жена Адама. Легенды о ней различны: ее называют и первой женщиной до Евы, которая была создана уже после Лилит, по ее внешности, но с нравом покорным. По этой теории, Лилит была создана из огня и потому была свободолюбивой, строптивой. Другая легенда называет первую демоницу змеей, которая также была в союзе с Адамом и, приревновав его к Еве, соблазнила ее Запретным Плодом. В средние века Лилит величали Духом ночи, причем являться она могла то в образе ангела, то демона. В некоторых источниках эта демоница — супруга Сатаны, ее уважают и чтят многие демоны. Список имен женских начинала бы именно Лилит.
- Аббадон (ивр. אבאדון; лат.Abaddon) (погибель) — другое имя Аполлион. Властелин Бездны. Демон смерти и разрушения. Его имя также порой используется как еще одно имя Дьявола. Падший ангел, истребляющий все вокруг себя.
Инкубы и суккубы
Говоря о демонах, стоит упомянуть о более мелких служащих, ставших все же довольно известными в человеческих рядах. Это, конечно, демоны-искусители плотских утех, похоти и страсти.
Женская демоническая ипостась разврата — суккуб (иначе суккуба), вопреки представлениям о прекрасной дьяволице, безобразное чудовище. Низший демон, являющийся во снах известного содержания с гораздо более привлекательной внешностью, пожирает жизненные силы человека, опустошая его. Суккубы, разумеется, специализируются на мужчинах.
Столь же малоприятная сущность и мужская ипостась — инкуб, целью которого являются женщины. Действует он таким же методом, как и его «коллега». Суккубы и инкубы охотятся на грешников, их зона атаки — разум и подсознание.
Иштар и Аштарот — вавилонское и египетское имя Астарты Править
Во многих кругах имя Иштар является куда более известным, чем Астарта. Это имя было закреплено за главной богиней древневавилонского пантеона. Именно Иштар посвящены знаменитые лазурные ворота, сейчас демонстрируемые в Германии. В вавилонской религии эта богиня олицетворяла собой не только плодородие и войну, но и проституцию, а верховная жрица Иштар ежегодно была вынуждена вступать с вавилонским царем в сексуальный контакт на виду у всего народа, символизируя этим плодородие. Тем не менее, подобная практика имеет под собой не только ритуальное и сакральное, но и логическое обоснование. День Иштар, приходившийся чаще всего на весеннее солнцестояние, был праздником плодородия и считалось, что зачатие в эти дни происходит наиболее успешно. Таким образом большинство детей в древнем Вавилоне рождалось зимой, когда у родителей было достаточно свободного времени для ухода за потомством.
Также Иштар может быть известна по одному из древнейших эпосов о Гильгамеше, где она совращает и обманывает одного из главных героев и олицетворяет собой женскую неверность и распутство. В то же самое время, в самых древних версиях эпоса, богиня Иштар наоборот — является примером супружеской верности и стремится во всем поддержать своего супруга, что в очередной раз наглядно демонстрирует переход общества от матриархальных традиций к патриархальным.
В древнем Египте Иштар практически не почиталась — лишь в самые ранние времена она была известна под именем Аштарот и являлась супругой бога Сета. Следует отметить, что до сих пор религиоведы, археологи и историки не пришли к единству относительно того, являлись ли Астарта, Иштар и Инанна одной и той же богиней в разных культурах. Этот спор далеко не в последнюю очередь обусловлен отдельной демонизацией этих богинь в иудейских и христианских культурах, а также тем, что эти различные имена встречались на одной и той же территории в одно и то же самое время, но в четко разделенных святилищах.
Похожее
Ашера — жена бога Яхве
Были обнаружены многочисленные посвятительные надписи Яхве и его жене Ашере. Это открытие развенчивает убеждение многих религиозно настроенных исследователей Древнего Востока (как христиан, так и иудеев) в том, что якобы древние израильтяне придерживались монотеистического культа Яхве.
История иудаизма до нашей эры
Юрий Клименковский
В отличие от канонической версии происхождения иудаизма, как религии богооткровения, реальный иудаизм прошел долгие стадии своей эволюции, начинаясь в мифологиях древней Месопотамии и примитивных верованиях полукочевых аморрейских племен.
Что такое Талмуд
Беленький М. С.
Талмуд — религиозно-правовой кодекс иудейской религии. Идеологи иудаизма усиленно распространяют легенду о его богооткровенности. О том, что представляет собой этот религиозно-литературный памятник, каждая страница которого полна самых противоречивых и антинаучных толкований, каковы социальные причины его возникновения и в чем сущность реакционной роли Талмуда, рассказывает настоящая книга
Большое внимание автор уделяет разбору различных критических течений, направленных против этого религиозно-правового кодекса, а также связи Талмуда с современным иудаизмом.
Семейная жизнь Господа нашего Саваофа
Вадим Журавлев
Все мы хорошо знаем о высоких отношениях Бога-Отца и скромной иудейской девушки Марии, которые привели к событию, которое мы ежегодно празднуем как светлое Рождество Христово. Но давайте заглянем в прошлое Бога-Отца, которого в его молодости называли Яхве, и попытаемся выяснить, нет ли там какого-нибудь неизвестных подробностей о личной жизни указанного Лица христианской Троицы.
Кто написал библию?
Ричард Фридман
Перед вами синтез исследовательской работы, которую я проделал за последние десять лет
Я опубликовал отдельные компоненты этого исследования в академических журналах и периодических изданиях, специализирующихся на библейской истории, но я также решил издать некоторые из наиболее свежих открытий в виде, доступном для читателей, которые не являются специалистами по Библии. Я попытался избежать технического жаргона и сложных комментариев, а также обеспечил справочную информацию неискушенному в предмете читателю.
Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии
Израэль Финкельштейн, Нил-Ашер Зильберман
Авторитетные израильские ученые, декан факультета археологии при столичном Тель-Авивском университете — Израэль Финкельштейн и Нил-Ашер Зильберман в своей книге «Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии на древний Израиль и происхождение его священных текстов» (Bible Uneathed), пришли к заключению, что на территориях Палестины, Египта и где бы то ни было рядом нет никаких весомых доказательств существования патриархов, великого царства Израиль, масштабного Исхода из Египта, завоевания «земли обетованной» и т.д. … Об этом упрямо свидетельствует сама земля региона — результаты 70-ти летних раскопок.
Исход евреев из Египта. Великое историческое событие, которого никогда не было
Михаил Богословский
Религиоведы считают, что наряду с мифами и легендами в Библии отражены и некоторые исторические события. К числу последних якобы принадлежит и так называемый исход евреев из Египта.
Во что верили древние евреи?
Одним из наиболее распространенным заблуждением о религии древних иудеев является представление, будто она была исконно монотеистической, т.е. исповедала единобожие.
Что такое Библия?
Библия (от греч. biblía, буквально — книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. — 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Библия состоит из Ветхого завета, признаваемого Священным писанием и иудейской и христианской религиями, и Нового завета, признаваемого лишь христианством.
Поклонение евреев богам неевреек
После завоевания Ханаана, монотеистический иудаизм, установленный Моисеем, столкнулся с проблемой влияния язычества.
Далее >>>
Почему богиня любви?
Исходя из вышеперечисленного, можно было уже сделать вывод, что Астарта – это, говоря простым языком, некий возвышенный, культивированный и обобщённый образ многоимённого божества, являющегося покровителем многих сфер. Но нужно кое-что уточнить. Астарта – богиня плодородия и любви.
Тут всё интересней. Астарта является астральным олицетворением Венеры. Которая изначально была так названа в честь римской богини красоты, желания, плотской любви и процветания. Veneris с латинского, кстати, так и переводится – «плотская любовь».
Венеру, как и Астарту, отождествляли с Афродитой. Сыном которой являлся Эней, спасшийся из осаждённой Трои, и бежавший в Италию. Говорят, именно его потомки – основатели Рима. Потому Венеру ещё и считали праматерью римского народа. Астарта, богиня Египта, тоже носила похожий «титул», о чём уже говорилось раньше.
В древнегреческой античности, к слову, Венера воспринималась либо как светило, материальный объект природы, либо как личность того или иного божества.
И, конечно, нельзя не обратиться вновь к финикийской культуре. В те далёкие времена существовали такие города, как Бейрут и Сидон. Именно они являлись центрами поклонения богине любви – Астарте. Там она считалась главным, первостепенным женским божеством.
Её верховными жрецами были сидонские цари, а жрицами – их жёны. К ней обращались с почтением, как к владычице царей, к госпоже. Они уважали её силу. А что было любовью в античные времена? Найти ответ на этот вопрос можно, углубившись в изучение истории и текстов, авторами которых были такие великие мыслители, как Парменид, Гесиод, Эмпедокл, Платон. Любовь – это и есть сила. Первая, появившаяся в этом мире. Именно под её влиянием происходят многие события, а также продолжается цепь порождений.
Обращаясь к мифологии: Ближний Восток и Египет
История возникновения богини Астарты в культуре жителей этих государств очень длинна и сложна, так как охватывает тысячелетия, несколько языковых групп, а также массу географических регионов.
Одной из древнейших её ипостасей, например, является шумерская Инанна – многоликое божество. Впрочем, главная «роль» у неё всё-таки была. Инанна была богиней плодородия финиковых пальм, домашнего скота и злаков. А ещё покровительницей дождя, бури и грозы. Это связано как с ипостасью богини плодородия, так и с её воинственным, даже мужественным характером. Данные «роли», как и многие другие, присущи и богине Иштар. Имя которой синонимично Астарте.
Вообще, не лишним будет обратиться к трактату Плутарха «Об Исиде и Осирисе». В основном мифе есть несколько интересных моментов. В частности тот, когда Сет запер в сундук Осириса и спустил его в воды Нила. Он оказался унесён потоками реки в море, в результате чего оказался на берегу города, являвшегося центром культа Таммуза – мужа Астарты.
Вокруг этого сундука, согласно мифу, разрослось гигантское тамариндовое дерево. Оно оказалось замечено жителями, и те срубили его, чтобы сделать из него столб для дворца богини Астарты и её мужа Мелькарта — бога-покровителя мореплавания.
Возрождение Астарты в магической традиции
Определенные попытки обратиться к образу Астарты прослеживались у человечества с самых древних времён. Еще древнегреческие и древнеримские историки внимательно исследовали остатки культов этой богини, и именно благодаря им возникло само по себе имя Астарты, так как оно является греческой адаптацией других шумеро-аккадских, вавилонских и финикийских племен.
Тем не менее, древние греки и римляне лишь констатировали факт существования этого образа и проводили параллели с имеющимися в их пантеонах божествах.
Снова свои взгляды к Астарте начали направлять различные маги, эзотерики, предсказатели и колдуны в 15-16 веках. Эпоха Возрождения подстегивала интерес к познанию древности и сокровенных тайн бытия. Именно тогда были написаны самые знаменитые гримуары, подробнейшим образом описывающие самых разнообразных ангельских и демонических существ.
В некоторых из таких книг фигурировала и Астарта.
Конечно, в одном из самых сохранившихся к сегодняшнему моменту магических пособий — Малом Ключе Соломона, имя Астарты отсутствует, несмотря на то, что сам Соломон значительную часть своей старости посвятил поклонению этой богине. Впрочем, многие исследователи склоняются к тому, что в этих гримуарах просто-напросто вообще нет женских имен различных демониц, духов или же древних богинь.
Следует отметить, что в отличие от большинства других демонов, Астарта сохранила свою божественную силу и мощь, поэтому никаких практических ритуалов относительно её непосредственного вызова, или же эвокации не осталось. Единственный ритуал непосредственного призыва заключался в вызове теней Астарты.
Для этого ритуала необходимо было начертить октограмму, расставив по восьми лучам получившейся звезды свечи. Делать этот ритуал необходимо исключительно в день Сатурна — субботу.
После расстановки свечей, в центре звезды разжигается костер, которому необходимо прогореть до углей. После этого в угли бросается фимиам, сделанный самостоятельно из большого комплекса трав, а именно:
- 1 доли белого ясенца
- 1 доли гнездовки настоящей
- ½ доли корня душистой фиалки
- ¼ доли пятнистого ятрышника
- ½ доли цветков серебристой акации
- ½ доли корня мандрагоры
- 1 доли ягод и листьев падуба
- ¼ доли ядовитого веха
- 1 доли ягод черного паслена.
После вдыхания фимиама, по классическому ритуалу приносятся в жертву белый и черный голубь, а их кровь открывает в этот мир Врата Астарты, через которые проходят её тени. Следует отметить, что в данном ритуале взывание обращено именно к тёмной и демонической ипостаси богини.
Проводится ритуал в низинах, предпочтительно — на месте сильных пожарищ или кровавых сражений. Сила вызванных теней позволит вам получить благословение на практически любые дела, нацеленные на ваше обогащение, личную месть или просто успех в любых начинаниях за счет страданий других людей.
Также существуют практики вызова и других ипостасей Астарты — воительницы, небесной матери, покровительницы мореходов или земной богини. Так, для людей опасных профессий, связанных с воинским делом, будет очень полезно обращение именно к Астарте-Воительнице:
Твое сердце — страсть огня и ярость бури, Твоя суть — кровопролитная война, Твоя воля — непреложна и непреклонна Твое благословение драгоценно.
Астарта, Богиня, кровью врагов умывающаяся, Яростная львица, защитница детей своих. Астарта, та, которую призываю и превозношу, Астарта, та, кто повелевает смертью и рождением,
Я пред тобой, предлагаю тебе свою жертву Я смиренно прошу твоего благоволения, Доверь свои веления, свое слово, Вверь свои священные законы.
В целом, об Астарте сейчас известно далеко не всё, что знали люди в древности, но обилие магических практик, а также археологических источников позволяет довольно точно реконструировать образ этой богини и сущность основных культов поклонения ей. И применение этой информации в магическом смысле способно обеспечить быстрого достижения практически любых целей, начиная от налаживания семейной жизни и заканчивая причинением кому-либо зла и страданий.
Сейчас имя Астарты можно встретить во многих отраслях человеческой культуры. Так, это имя взяла себе одна гадалка, которую часто ищут как Астарту Ленорман, что само по себе является путаницей.
Есть несколько культовых музыкальных коллективов тяжелой направленности, использующих в своей музыке песни и мотивы, связанные с историей этой богини. А одна из греческих групп, полностью состоящая из женщин, полностью взяла себе имя этой богини.
В честь богини назван астероид, про неё написано множество книг, она фигурировала в самых разнообразных фильмах, поэтому говорить о её забытьи неуместно.
Демонизация богини
Переход от верховного божества к повелительнице демонов произошел в поздний период иудаизма. В ранних упоминаниях богиня еще сохраняла нейтральное значение, однако позже ее образ подвергся изменениям с целью изгнать язычество из семитских верований.
Согласно одной из иудейских легенд, царь Соломон потерял контроль над своим народом из-за влияния богини Иштар. Одна из жриц обманом заставила повелителя взять себя в жены и воздвигнуть Аштарот огромный жертвенный алтарь.
В отличие от Лилит, чей отрицательный образ развенчивал культ матриархата, Астарту использовали, чтобы демонизировать все язычество. Облик богини стал включать в себя такие черты:
- На службе у Иштар находятся суккубу и инкубы.
- Согласно писаниям, мужем демоницы является верховный владыка ада — Астарот.
- Богиня олицетворяет не только похоть и нечистивость строптивых женщин, но и лукавость, лженауку и расчетливость.
Поклонения и жертвоприношения богине стали преследоваться. Жрецов подвергали пыткам и распятию, приравнивая их верования к черной магии и сатанизму.
В магических практиках имя демоницы используют для любовных приворотов. Многие гадалки обращаются к божеству, чтобы та подсказала им верный ответ.
Астарта в религии древних народов
Образ богини менялся в зависимости от мифологии. Каждый народ наделял Аштарот особенными чертами, характерными только для их культуры.
Финикийская религия
Народ, населяющий берег Средиземного моря, отождествлял Астарту с началом жизни. Финикийцы называли богиню Природой, а ее появление в мире описывали как симбиоз Венеры и Луны. Внешне образ имел такие особенности:
- Голову божества украшали золотые рога и полумесяц.
- В руках женщина держала крест и жезл.
- Часто Аштарот изображали плачущей. Согласно легенде, божество случайно уничтожило собственного сына по имени Таммуз.
Из-за морского образа жизни, финикийцы считали богиню Покровительницей Морей. Часто деревянную скульптуру девы использовали в качестве оберега на бушприте корабля.
Мистика вообще всегда вдохновляла творцов. Это — огромный пласт, в котором старое можно сколько угодно показывать в новом свете и каждый раз удивлять.
Кроме того, демонологию в ее привычном смысле можно считать наследием культуры в той же мере, как и другие мифы.
Демонология, кроме всего прочего, включает в себя список демонов ада. Имена обычно расставляются в алфавитном порядке или по демонической иерархии.
Угаритский миф об Анат
Как сказано выше, ханаанейский мифический материал
об Анат довольно богат. Этим мы обязаны открытию и расшифровке
угаритских табличек, написанных языком, очень напоминающим
древнееврейский, и датируемых не ранее XIV в. до н. э. В угаритской
мифологии Анат чрезвычайно важная фигура, богиня любви и войны,
девственная и распутная, влюбчивая, подверженная неконтролируемым
приступам ярости и чудовищным приступам жестокости. Она — дочь Эля,
небесного бога, и его жены Ашеры Морской. У нее так много общего с
шумерской Инанной и аккадской Иштар, что можно подумать, она наследница
или родственница этих великих месопотамских богинь42.
Однако вместо того, чтобы озаботиться в первую
очередь поиском новых возлюбленных среди божеств, людей или животных,
как, считается, делала Иштар, Анат большую часть своей энергии тратила
на поле битвы. Она тоже, в этом нет сомнений, была типичной богиней
любви, одновременно целомудренной и неразборчивой в связях. Ее характер
точно описан в египетском тексте XIII в., в котором она и Астарта
названы «богинями, которые зачинают, но не носят», что означает их
плодовитость с сохранением девственности. В угаритских мифах ее
постоянно называли девственной Анат или девицей Анат. И даже Филон
Библиус, живший в начале II в. н. э., все еще упоминает о девственности
Анат, которую он идентифицирует с Афиной, знаменитой
богиней-девственницей греков. Подобно Иштар, Анат называли «хозяйкой
небес, госпожой всех богов», и, подобно Иштар, она любила богов, людей,
зверей.
Больше других она любила своего брата Ваала. При ее
приближении Ваал прогонял других жен, и она, готовясь к уединению с ним,
купалась в росе и натирала себя кашалотовой амброй. «Реальное» единение
Анат и Ваала описано с графической четкостью, что уникально даже для
незастенчивых описаний, обычных в ближневосточных текстах. В месте,
называвшемся Дубром, Ваал семьдесят семь раз возлежал с Анат, которая
принимала для такого случая образ нетели, и похоже, что дикий бык — сын
Ваала — плод этого союза. Смертным возлюбленным Анат был Акат, которого
после того, что можно назвать интимным тет-а-тет (описание, к сожалению,
утрачено), Анат называла «моим милым смертным великаном»! В качестве
матери Анат, по-видимому, была одной из двух кормилиц богов и кормила
грудью царя Керета, отчего одним из обращений к ней было
«прародительница людей». В Египте Анат рассматривается как супруга бога
Сета, и в египетском магическом тексте XIII в. до н. э. в неожиданно
садистских выражениях описывается, как Сет на морском берегу лишает
девственности Анат.
И все же эти приключения на полях любви бледнеют по
сравнению с великими достижениями Анат на войне и в бою. В самом деле,
ни одна древняя ближневосточная богиня не была более кровожадной. Ее
было легко спровоцировать, и едва она начинала драться, как доходила до
неистовства и крушила-убивала всех направо и налево. Очевидно, что ей
нравилось драться: она уничтожала народы и Востока и Запада, так что
головы людей летели как снопы, а руки — как саранча. Неудовлетворенная
этим, она привязывает отрубленные головы себе на спину, а руки — за
пояс, после чего стоит по колено в крови и по пояс среди трупов героев.
Вот так она достигает своего: ее печень переполнена смехом, а сердце —
радостью.
Поклонение кровожадной и воинственной Анат пришло в
Египет еще до XIII в. до н. э. Для египтян она тоже была «Анат, хозяйкой
небес и госпожой богов», богиня-воительница, которая ассоциировалась с
лошадьми и колесницами и которая со щитом и копьем защищала фараона.
Действительно, из-за ее воинственной натуры Анат в Египте звали
«богиней, победительницей, женщиной под стать мужчине, одетой как
мужчина и обнимаемой как женщина»43.
Культ Деметры
Культ Деметры был распространен по всему Средиземноморью. Богиню плодородия почитали греки, римляне, и другие народы. В каждой культуре она носила свое имя, а то и несколько имен — Деметра, Церера, Гермиона, Сито, Хлоя и множество других.
Древние греки устраивали в честь Деметры Тесмофории — это праздник, который длился в течение пяти дней. Для проведения ритуала избирались богатые и знатные женщины, которые, в том числе, брали на себя все расходы по проведению торжества. В первый день праздника женщины собирались в процессию и шли поклониться в храм богини Деметры. Во второй день совершалось жертвоприношение — в жертву приносили свиней. В третий день женщины шли процессией, неся на головах книги, в которых содержались законы, данные Деметрой. Четвертый день был посвящен посту и скорби в память о разлуке Деметры с Персефоной, а на пятый день устраивали веселый пир с музыкой и танцами. Тесмофории проходили как в Афинах, так и во многих других городах Древней Греции.
Самым известным культом Деметры были Элевсинские мистерии, зарождение их относится еще к микенской эпохе, то есть приблизительно к 1500 году до нашей эры. А город Элевсис, где мистерии проводили в течение 2000 лет, существует и сейчас. Он расположен в двадцати двух километрах от Афин, на побережье Аттики.
Именно в этот город пришла скорбящая о разлуке с дочерью Деметра для того, чтобы жить среди смертных. Первым жрецом Деметры стал тот самый царь Келей, в доме которого тогда остановилась богиня. С тех пор в городе проходили Малые — в феврале — и Великие — в сентябре — мистерии, посвященные Деметре. О тех и других известно мало, потому что письменных свидетельств о них, практически, не сохранилось.
Во время Малых мистерий приносили в жертву свиней, а во время Великих — быков. Великие мистерии продолжались девять дней, в течение которых совершались обряды в память о скорби Деметры, разлученной с Персефоной, и иллюстрирующие последующее возвращение ее возлюбленной дочери из царства мертвых.
Все обряды в культе Деметры были посвящены плодородию земли, размножению животных и чадородию людей. Веселые пиры, которые всегда включал в себя культ Деметры, свидетельствовали о радости, которая дана человечеству в изобилии урожая и рождении детей.