Ангелы добра и зла
В Исламе нет ангелов, которые совершают какие-либо злые поступки, но есть ангелы записывающие плохие и добрые дела. При человеке находятся постоянно два ангела писаря, как сообщается о них в Священном Коране «благородные писари», которые видят и фиксируют все, что связано с человеком – они знают все, что делают люди, пребывая неотступно с каждым, находясь справа и слева, оставаясь невидимыми подобно духу. Те, кто находится справа, или старшие, фиксируют благие дела человека, а те, кто находится слева, или младшие, записывают нехорошие человеческие поступки, его грехи. Такие ангелы писари парами сменяют друг друга ночью и днем.
Всевышний сказал в суре Каф, 16-17 аят: «Мы сотворили человека», то есть даровали жизнь каждому из представителей человечества, и «знаем все, что ему его душа нашептывает», то есть все мысли человека, разговоры с самим собой и его размышления. И «Мы ближе к нему посредством Своей осведомленности и знания Своего, чем находится к человеку его шейная вена». У всех людей в мире есть два ангела-писаря, которые записывают все, что исходит от человека, они сидят по одному справа и слева подобно невидимым духам: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)». Любое слово, которое скажет он, обязательно встречает могущественный наблюдатель, который находится всегда наготове, то есть один из двух ангелов.
Ангелы собирают свидетельства, фиксируя все то, что говорят и делают люди, и эти ангельские свидетельства потом будут использованы, как и сотни других доказательств и освидетельствований, когда придет время вынести справедливое и наглядно продемонстрированное Божье решение по каждому из тех, который является потомком Адама и Евы. И это решение не зависит от того, кем был он, каково было его мирское положение, был ли он строителем или министром, и какого он был вероисповедания – был ли он атеистом или иудеем, мусульманином или христианином. Поэтому каждый человек в мире должен следить за своими словами и высказываниями, ведь любое необдуманное слово может добавить вес на чашу весов деяний не в его пользу. Много грехов людей происходит от их языка, поэтому следует всегда помнить, что спасение верующего – в молчании.
Ангелы сменяют друг друга во временной промежуток между утреней молитвой и послеполуденной: об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, говоря, что одна ангельская группа, охраняющая верующего, сменяет другую ночью и днем, принимая и сдавая свой ответственный пост на утренней и на послеполуденной молитве. Те ангелы-хранители, которые освобождаются, возносятся в небесный мир, и там Всевышний спрашивает их о том, в каком состоянии они оставили того, которого они охраняют
И если тот, кого ангелы охраняют, является верующим, соблюдающим обязательные молитвы и понимающим их важность, то ангелы-хранители отвечают, что покинули его в то время, когда он молился или готовился к молитве, а когда они вернулись, то застали его также в поклонении
Грехи и недуги людей
Поступки и проступки людей ангелы фиксируют не сразу – они какое-то время выжидают и не напишут их в личное дело человека. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, если верующий совершил грех, то ангел, который должен записать это, в течение шести часов выжидает – раскается ли грешник в том, что он совершил, попросит ли у Аллаха прощения, сделает ли все, что от него зависит, чтобы исправить это греховное деяние. Если он раскается и постарается исправить совершенный грех, то этот его проступок будет аннулирован, и когда настанет День Суда, этот проступок не повлечет за собой наказание в виде мучений и страданий. Этот хадис передает ат-Табарани.
Относительно физических недугов людей и отношения к этому ангелов Пророк Мухаммад ﷺ сказал следующее: если постигнет болезнь мусульманина, которая ограничит его физические возможности, будет ли это лихорадка, которая прикует к постели его, или перелом конечности обездвижит его, то Аллах дает поручение ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия» (Ахмад).
Имя ангела смерти в исламе
В «Тафсир аль-Мажари» есть хадис, рассказанный Абдуллой ибн Умаром: Когда Аллах приказал Азраилу, мир ему, унижать людей, он умолял:
Аллах сказал ему:
Процесс отвлечения души в Коране описывается так:
«Мир подобен открытому сундуку для ангела смерти и демона жизни. Люди рассеяны как семена в этом сундуке. Он берет любые семена, которые ему нравятся.»
Исламская традиция описывает Азраэля как полностью покрытого глазами и языками существо. Число глаз и языков постоянно изменяется, чтобы отразить число людей, которые в настоящее время живы на земле. Азраил отслеживает переменное число человечества, записывая имена людей в небесной книге, когда они рождаются, и стирая их имена, когда они умирают.
Ангелы добра и зла
В Исламе нет ангелов, которые совершают какие-либо злые поступки, но есть ангелы записывающие плохие и добрые дела. При человеке находятся постоянно два ангела писаря, как сообщается о них в Священном Коране «благородные писари», которые видят и фиксируют все, что связано с человеком – они знают все, что делают люди, пребывая неотступно с каждым, находясь справа и слева, оставаясь невидимыми подобно духу. Те, кто находится справа, или старшие, фиксируют благие дела человека, а те, кто находится слева, или младшие, записывают нехорошие человеческие поступки, его грехи. Такие ангелы писари парами сменяют друг друга ночью и днем.
Всевышний сказал в суре Каф, 16-17 аят: «Мы сотворили человека», то есть даровали жизнь каждому из представителей человечества, и «знаем все, что ему его душа нашептывает», то есть все мысли человека, разговоры с самим собой и его размышления. И «Мы ближе к нему посредством Своей осведомленности и знания Своего, чем находится к человеку его шейная вена». У всех людей в мире есть два ангела-писаря, которые записывают все, что исходит от человека, они сидят по одному справа и слева подобно невидимым духам: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)». Любое слово, которое скажет он, обязательно встречает могущественный наблюдатель, который находится всегда наготове, то есть один из двух ангелов.
Ангелы собирают свидетельства, фиксируя все то, что говорят и делают люди, и эти ангельские свидетельства потом будут использованы, как и сотни других доказательств и освидетельствований, когда придет время вынести справедливое и наглядно продемонстрированное Божье решение по каждому из тех, который является потомком Адама и Евы. И это решение не зависит от того, кем был он, каково было его мирское положение, был ли он строителем или министром, и какого он был вероисповедания – был ли он атеистом или иудеем, мусульманином или христианином. Поэтому каждый человек в мире должен следить за своими словами и высказываниями, ведь любое необдуманное слово может добавить вес на чашу весов деяний не в его пользу. Много грехов людей происходит от их языка, поэтому следует всегда помнить, что спасение верующего – в молчании.
Ангелы сменяют друг друга во временной промежуток между утреней молитвой и послеполуденной: об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, говоря, что одна ангельская группа, охраняющая верующего, сменяет другую ночью и днем, принимая и сдавая свой ответственный пост на утренней и на послеполуденной молитве. Те ангелы-хранители, которые освобождаются, возносятся в небесный мир, и там Всевышний спрашивает их о том, в каком состоянии они оставили того, которого они охраняют
И если тот, кого ангелы охраняют, является верующим, соблюдающим обязательные молитвы и понимающим их важность, то ангелы-хранители отвечают, что покинули его в то время, когда он молился или готовился к молитве, а когда они вернулись, то застали его также в поклонении
Грехи и недуги людей
Поступки и проступки людей ангелы фиксируют не сразу – они какое-то время выжидают и не напишут их в личное дело человека. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, если верующий совершил грех, то ангел, который должен записать это, в течение шести часов выжидает – раскается ли грешник в том, что он совершил, попросит ли у Аллаха прощения, сделает ли все, что от него зависит, чтобы исправить это греховное деяние. Если он раскается и постарается исправить совершенный грех, то этот его проступок будет аннулирован, и когда настанет День Суда, этот проступок не повлечет за собой наказание в виде мучений и страданий. Этот хадис передает ат-Табарани.
Относительно физических недугов людей и отношения к этому ангелов Пророк Мухаммад ﷺ сказал следующее: если постигнет болезнь мусульманина, которая ограничит его физические возможности, будет ли это лихорадка, которая прикует к постели его, или перелом конечности обездвижит его, то Аллах дает поручение ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия» (Ахмад).
Ночь могущества и нисхождение ангелов
Ляйлятуль-кадр – величественная святая ночь в Исламе в месяц поста Рамадан, выпадает на одну из последних десяти нечетных ночей. В эту святую ночь поклонение Богу, и любые благие деяния, даже самые мелкие и бытовые, для Божественного воздаяния имеют большую силу и более значимы, чем те, которые совершал человек на протяжении множества месяцев.
Об этом сказано в Священной Книге Коран: в святую ночь Ляйлятуль-кадр (Ночь могущества) был низведен на землю Всевышним Аллахом Священный Коран. Ночь Ляйлятуль-кадр лучше тысячи месяцев. Сказано, что в эту ночь ангелы спускаются на землю, и с ними архангел Джабраил (Гавриил), и ангельское присутствие ощущается в каждом деле. В эту ночь до самого рассвета устанавливается мир и спокойствие в делах верующих.
В переводе с арабского языка слово «аль-кадр» переводится как «теснота», и, по мнению некоторых богословов, в ночь Ляйлятуль-кадр на землю спускается огромное количество ангелов – их становится настолько много на земле, что им становится тесно.
В повествовании Ибн Аббаса Мираджа
Мухаммед просит Малика показать ему ад во время его небесного путешествия. Миниатюра из собрания Давида .
Мухаммед встречает Ангела, состоящего из огня и льда, во время своего ночного путешествия . Миниатюра с копии произведения аль-Сараи Нахдж аль-Фарадис из коллекции Давида
Встреча Мухаммеда с несколькими значительными ангелами во время его путешествия по небесным сферам играет важную роль в версии Ибн Аббаса . Многие ученые, такие как Аль-Талаби, основывали свое толкование на этом повествовании, но оно так и не привело к устоявшейся ангелологии, известной в христианстве. Главных ангелов небес называют Малкук , а не Малак .
первое небо | второе небо | третье небо | четвертое небо | пятое небо | шестое небо | седьмое небо |
---|---|---|---|---|---|---|
Хабиб | ангел смерти | Малик | Сальсаил | Калкаил | Михаил (Архангел) | Исрафил |
Петух ангел | Ангелы смерти | Ангел с семьюдесятью головами | Ангелы солнца | — | Херувимы | Носители престола |
Исмаил (или Ризван ) | Микаил | Арина’ил | — | — | Шамкаил | Афраил |
Ангелы в исламе — кто они и как появились
Ангелы в исламе занимают особое место среди всех неземных существ. Они считаются наиболее сильными существами во всем мире — сильнее их есть лишь Аллах.
Всего, с точки зрения мусульманской религии, существует несколько видов сверхъестественных существ. Одними из них являются джинны, которые похожи на людей в своих признаках.
Они могут быть как добрыми, так и злыми, как правоверными мусульманами, которых будет ждать свой особый рай, так и бесноватыми духами — шайтанами. Сам Иблис также принадлежал к роду джиннов.
Кроме джиннов, есть и другие бестелесные существа — это ангелы.
Ключевые отличия ангелов ислама от ангелов в христианстве и иудаизме— это их исключительная непогрешимость и доброта.Они не обладают свободой воли как таковой, в общем понимании этого слова.
Если с точки зрения христианства и иудаизма, ангелы могут быть падшими, то ислам прямо опровергает такую богопротивную точку зрения. Аллах всеведущ, и потому он не мог бы создать своих верных слуг и проводников своей воли таковыми, какие могли бы предать его впоследствии.
Все ангельские существа не имеют пола, целиком лишены нафса — соблазнов, и полностью безгрешны. Их называют общим словом «малаика», однако, далеко не все они равны. У многих ангелов есть строго очерченный круг обязанностей и возможностей.
Некоторые из ни заслужили великую славу и известны по собственным именам. Полчища же их есть безымянных или относящихся к какой-то определенной сфере мусульманской жизни.
Функции некоторых ангелов
Различают несколько видов ангельских существ, каждый из них исполняет свою функцию. В постоянном поклонении Всевышнему находится часть ангелов под названием «Мукаррабун». Они постоянно восхваляют Аллаха, даже если разверзнутся небеса, они не перестанут преклоняться перед величием своего Господа. Ангелы, получившие название «Кирамен Катибин», регулярно ведут записи земных деяний людей и пишут в личную книгу жизни все человеческие деяния. Ангелы «Хафаза» стоят на страже защиты людей, если бы их не было, верующие находились бы под влиянием дьявольских сил.
Ангелы, возглавляемые Азраилом, забирают души усопших.
Еще есть два ангела, которые ставят вопросы умершим о религии, Боге и пророке. Это Мункар и Накир. Они появляются перед мертвым прямо в могиле, чтобы получить ответы. Перед неверующими они предстают грозными черными созданиями, наводя ужас громовым голосом и светящимися глазами. Перед истинно верующими принимают совершенно противоположный облик, они являются в виде доброго участливого друга, чтобы поговорить со всем усердием и доброжелательностью. В аду служат 19 ангелов, получивших название «Забани». У них огромный рост, они чрезвычайно жестоки ко всем грешникам.
Всевышний избрал пророков не только среди людей, но и среди ангелов. Пророками среди них считаются четыре главных ангела: архангелы Джабраил, Исрафил, Микаил и Израил. Им поручено исполнять не только пророческие миссии, но и прочие указания Аллаха:
- Распоряжения всевышнего каждому из пророков удостоился переносить архангел Джабраил. Он самый приближенный к Аллаху, поэтому извещает пророков о воспрещениях и указаниях. Он обладает благородными чертами: мощью, непомерной силой, умеет оживлять и принимать различные ипостаси. Во всей мощи он появлялся перед пророком Мухаммадом два раза. Впервые он показался перед пророком в небесах: он имел шестьсот крыльев, простирающиеся от неба до земли. Второй раз возник в ночь вознесения.
- Ангел Микаил в исламе воздействует на все, происходящее на земле. Ему помогает много невидимых прислужников. Он властвует дождевыми тучами и ветрами, без его разрешения ни одна дождинка или снежинка не коснется поверхности земли.
- Архангелу Исрафилу поручено всегда быть рядом возле громадной трубы, похожей на рог. Его миссией является по приказу Аллаха подуть в «Суур», что ознаменует Конец Света. От звуков трубы все живое впадет в ужасное состояние паники, а после погибнет. Все прекрасное под небом разрушится. Исрафил подует еще раз, чтобы ожили все, кто когда-либо проживал на земле. И соберутся все в ожидании суда.
- Ангел Азраил в исламе собирает человеческие души после окончания земного пути.
Задачи Ангелов
Некоторые ангелы ответственны за
выполнение законов Божьх в материальном мире. Михаил ответственен за дождь,
направляя его везде, где Бог желает. Он имеет помощников, которые помогают ему
веленьем его Господа; они направляют ветры и облака по желанию Бога. Другой
ответственен за Тубный глас, что будет протрублен Израфилем в начале
Судного дня. Иные ответственны за взятие души из тела во время смерти: Ангел
Смерти и его помощники. Всевышний говорит:
“Скажи (им): Вас ангел смерти умертвит, который
вам назначен; потом к Владыке своему вы возвратитесь .” (Коран 32:11)
Есть также ангелы-хранители, ответственные
за защиту верующего повсюду в его жизни: дома или в путешествии, спящим или
бодрствующим.
Другие ответственны за запись дел
человека, хороших и плохих. Они известны как “благородные писцы”.
Два ангела, Мункар и Накир,
являются ответственными за испытание людей в могиле.
Из ангелов и хранители Рая, а также
девятнадцать ‘стражей’ Ада, под предводительством Малика.
Есть также ангелы, ответственные за
вдыхание души в зародыш и записи его удела, продолжительности жизни, действий,
будет ли он несчастен или счастлив.
Есть ангелы-скитальцы, путешествующие по
всему миру в поиске собраний, где поминается имя Божье. Есть также ангелы, составляющие
небесную армию Бога, стоящую в рядах, они никогда не утомляются и не садятся, и
другие, находящиеся в поклоне или распростёршиеся ниц, никогда не поднимающие голов,
поклоняясь Богу.
Как видите, ангелы — грандиозные создания
Бога, различающиеся по количеству, предназначению и способностям. Бог не
нуждается в этих существах, но знание о их существовании и вера в них
увеличивают страх перед Богом, ведь Он способен создать как, он желает;
действительно великолепие Его создания — доказательство великолепия Создателя.
Примечания:
Функции некоторых ангелов
Различают несколько видов ангельских существ, каждый из них исполняет свою функцию. В постоянном поклонении Всевышнему находится часть ангелов под названием «Мукаррабун». Они постоянно восхваляют Аллаха, даже если разверзнутся небеса, они не перестанут преклоняться перед величием своего Господа. Ангелы, получившие название «Кирамен Катибин», регулярно ведут записи земных деяний людей и пишут в личную книгу жизни все человеческие деяния. Ангелы «Хафаза» стоят на страже защиты людей, если бы их не было, верующие находились бы под влиянием дьявольских сил.
Ангелы, возглавляемые Азраилом, забирают души усопших.
Еще есть два ангела, которые ставят вопросы умершим о религии, Боге и пророке. Это Мункар и Накир. Они появляются перед мертвым прямо в могиле, чтобы получить ответы. Перед неверующими они предстают грозными черными созданиями, наводя ужас громовым голосом и светящимися глазами. Перед истинно верующими принимают совершенно противоположный облик, они являются в виде доброго участливого друга, чтобы поговорить со всем усердием и доброжелательностью. В аду служат 19 ангелов, получивших название «Забани». У них огромный рост, они чрезвычайно жестоки ко всем грешникам.
Всевышний избрал пророков не только среди людей, но и среди ангелов. Пророками среди них считаются четыре главных ангела: архангелы Джабраил, Исрафил, Микаил и Израил. Им поручено исполнять не только пророческие миссии, но и прочие указания Аллаха:
- Распоряжения всевышнего каждому из пророков удостоился переносить архангел Джабраил. Он самый приближенный к Аллаху, поэтому извещает пророков о воспрещениях и указаниях. Он обладает благородными чертами: мощью, непомерной силой, умеет оживлять и принимать различные ипостаси. Во всей мощи он появлялся перед пророком Мухаммадом два раза. Впервые он показался перед пророком в небесах: он имел шестьсот крыльев, простирающиеся от неба до земли. Второй раз возник в ночь вознесения.
- Ангел Микаил в исламе воздействует на все, происходящее на земле. Ему помогает много невидимых прислужников. Он властвует дождевыми тучами и ветрами, без его разрешения ни одна дождинка или снежинка не коснется поверхности земли.
- Архангелу Исрафилу поручено всегда быть рядом возле громадной трубы, похожей на рог. Его миссией является по приказу Аллаха подуть в «Суур», что ознаменует Конец Света. От звуков трубы все живое впадет в ужасное состояние паники, а после погибнет. Все прекрасное под небом разрушится. Исрафил подует еще раз, чтобы ожили все, кто когда-либо проживал на земле. И соберутся все в ожидании суда.
- Ангел Азраил в исламе собирает человеческие души после окончания земного пути.
Различие ангелов по рангам
Существуют другие небесные творения, но у них нет имен. К получившим признание относятся ангелы-хранители. Они обязаны находиться рядом с каждым из людей, чтобы оберегать в трудные часы. Только если Аллах предписывает для человека испытание, ангелы ненадолго его оставляют. Некоторые пребывают рядом начиная с мгновения появления на свет. Они называются ангелами-писарями. Их место расположения – правое и левое плечо человека, сидя на которых, они записывают его действия и мысли. Во время судного дня придет время огласить записанное и выполнить справедливый приговор. Существуют ангелы, помогающие человеку во время произнесения молитвы, защищающие во время военных действий, охраняющие нерожденных детей. Есть ангелы, которые передают приветствия от правоверных к пророку Мухаммаду. Своя группа ангелов отвечает за определенную жизненную ситуацию. Некоторые ангелы не сталкиваются с человеческой деятельностью. Одни из них находятся возле трона Аллаха, другие управляют природными стихиями, третьи водят по небу светила и звезды.
Все ангельские сущности наделены крыльями, но они не напоминают крылья птиц – ведь созданы соответственно могуществу ангелов и тому, чем они непосредственно занимаются. Чем сильнее посланник, тем он занимает большее пространство. Они не обладают собственной волей, стремлениями, телом, не подвержены соблазнам. Праведными оставаться для ангелов намного проще, чем людям, которые должны постоянно сдерживать свои намерения.
Силы и способности
- Ангел смерти Азраил обладает своей физиологией, включающей в себя: сверхчеловеческую силу и рефлексы, бессмертие, полет и изменение формы (способность скрывать свои крылья) и в дополнение – невидимость.
- Будучи небесным ангельским существом, небесный посланник невосприимчив к возрасту и оттого бессмертен. Он не вправе пользоваться теми средствами, что могут легко убить или ранить смертного. Однако самому ему может быть нанесен вред сверхъестественными путями.
- Невидимость: Азраил обладает способностью обращаться в прозрачную субстанцию и выбирать, кто способен ее видеть. Как правило, только мертвым доступен его облик.
- Изменение формы: помощник Бога видоизменяет свою истинную внеземную внешность, делая себя похожим на человека.
- Пространственное путешествие: Азраил может путешествовать между небом и землей. Более того, ангелы находятся за пределами таких понятий, как время и пространство. Они могут находиться в разных местах одновременно.
Возможности ангелов
Ангелы обладают огромными возможностями, данными
им Богом. Они могут принимать различные формы. Мусульманское священное
писание описывает, как во время зачатия Иисуса, Бог послал Марии Гавриила в
виде мужчины:
“…Мы к ней послали дух Наш и он предстал к ней в
облике прекрасного мужчины.” (Коран 19:17)
Ангелы посетили Авраама также в
человеческом обличье. Точно так же ангелы прибыли к Лоту, чтобы спасти его от
опасности, в образе красивых молодых людей. Гавриил обычно посещал пророка
Мухаммада, принимая разные облики. Иногда он появлялся в образе одного из его
красивых учеников, иногда в виде бедуина из пустыни.
Ангелы имеют способность принимать
человеческие формы при некоторых обстоятельствах, вовлекающих простых людей.
Гавриил — небесный посланник Господа к
людям. Он передавал Божие Откровение Его избранным посланникам из людей. Бог
говорит:
“Скажи: «Кто является врагом Джибрилу (Гавриилу)?» Он низвел
его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха…” (Коран 2:97)
Абстрактные ангелы
Философия
В исламской философии ангелы часто появляются как бестелесные существа. Аль-Кинди и Ибн Сина определяют ангелов как простые субстанции, что означает, что они принадлежат к небесным сферам, сравнимым с астрономией Птолемея , наделенными жизнью, разумом и бессмертием, в отличие от подлунных сущностей, таких как люди и животные, которые наделены с жизнью, а первые тоже с разумом, но смертны. Точно так же Казвини относит ангелов к небесным сферам, выделяя их среди животных, хотя оба, как говорят, обладают атрибутом жизни. Примечательно, что Аль-Дамири включает в свои зоологические работы животных, людей, джиннов и даже демонов, но не ангелов. Такая космологическая мысль, поддерживаемая такими учеными, как Аль-Фараби и Ибн Сина, имеет сильное сходство с неоплатонической эманационной космологией , отождествляющей различных ангелов в исламе с интеллектом , разделяющей космос на разные сферы. Однако исламские ученые неоднократно настаивают на том, что все небесные сферы в целом образуют единое тело и движутся Богом, в отличие от аристотелевской космологии, в которой Бог перемещает только внешнюю сферу. Согласно ибн Сине, в отличие от аль-Фараби, Бог не является частью схемы эманации. Бог излучал вещи в соответствии со своей волей. В своей Theologia Aristotelis он показывает, что через проявление Бога интеллект осознает Бога и свою роль во вселенной. Далее Ибн Сина, по-видимому, проводит различие между двумя типами ангелов: одним, совершенно не связанным с материей, и другим, существующим в форме материи высшего вида. Последние могут нести сообщения между небесными сферами и подлунным миром, появляясь в видениях. Следовательно, высшие ангелы обитают в высших сферах , а их подчиненные ангелы появляются в промежуточных сферах . Объяснение Ибн Сины может подразумевать попытку рассматривать откровение как часть природного мира. Также Казвини перечисляет более низкий тип ангелов; земные ангелы как внутренние силы природы, которые поддерживают порядок в мире и никогда не отступают от своих обязанностей. Казвини считал, что существование этих ангелов может быть доказано разумом и воздействием этих ангелов на назначенный им объект.
Исламская философия подчеркивала, что люди обладают ангельскими и демоническими качествами и что человеческая душа рассматривается как потенциальный ангел или потенциальный демон . В зависимости от того, развивается ли чувственная душа или разумная душа , человеческая душа становится ангелом или демоном. Ангелы могут также дать ВДОХНОВЕНИЕ напротив предложений злыми, называемых waswās , от сатаны .